Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Возмещение НДС из бюджета

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Кто может возместить НДС
Условия возмещения НДС из бюджета
Порядок возмещения НДС из бюджета
Сроки возмещения НДС и компенсация за их нарушение
Ускоренный возврат НДС
Отражение возврата НДС в учете
Как вернуть НДС без проблем
Подведем итог

НДС — это головная боль многих бизнесменов. Однако иногда его можно не только не платить, но и получить возврат из бюджета. Правда, сделать это совсем не просто… Рассмотрим особенности возмещения НДС и проблемы, с которыми может cтолкнуться налогоплательщик.

Кто может возместить НДС

Возможность возместить НДС из бюджета основана на принципе расчета этого обязательного платежа. Напомним, налог на добавленную стоимость к уплате определяется как разность между начислениями от реализации и «входным» НДС от поставщиков.

Понятно, что указанная разность может быть и отрицательной. Например, компания произвела крупные закупки сырья или товаров, но не успела выпустить продукцию или продать товар в этом же квартале.

Нередко «отрицательный НДС» возникает у экспортеров. Они приобретают необходимые для бизнеса материальные ценности и услуги, облагаемые НДС в «обычном» порядке, а затем реализуют конечную продукцию по льготной нулевой ставке. Получается, что в «предельном» случае (при работе только на экспорт) такой бизнесмен может возместить весь «входной» НДС.

Читайте по теме: Ставка НДС 0% (особенности применения)

Условия возмещения НДС из бюджета

Одного превышения «входного» налога над «исходящим» для возмещения НДС еще недостаточно. Необходимо выполнить еще ряд важных условий:

  1. Право на возмещение НДС имеют только его плательщики. Те, кто используют спецрежимы, в общем случае не могут рассчитывать на получение налога из бюджета, даже если производят закупки, включающие в себя сумму НДС. Вычет для «сперцрежимников» возможен в особых ситуациях и только для налоговых агентов (п. 3 ст. 171 НК РФ).
  2. Приобретаемые материальные ценности или услуги должны использоваться для коммерческой деятельности, причем именно в той части, которая облагается НДС.
  3. Указанные выше объекты (услуги) должны быть оприходованы.
  4. По каждой закупке должен быть получен счет-фактура, оформленный должным образом (ст. 169 НК РФ).

Порядок возмещения НДС из бюджета

Процедура начинается с подачи декларации, содержащей сумму к возврату. Далее в рамках камеральной проверки с помощью системы «АСК НДС-2» инспекторы сверяют данные декларации с информацией, полученной от контрагентов.

При выявлении несоответствий налоговики запрашивают пояснения и подтверждающие документы. Также они имеют право при наличии должных оснований провести осмотр помещений, связанных с коммерческой деятельностью заявителя (ст. 92 НК РФ).

Читайте по теме: Камеральная налоговая проверка по НДС 2019

Важно отметить, что пояснения необходимо давать в электронном виде, иначе они считаются непредставленными (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В общем случае камеральная проверка по НДС не может продолжаться более двух месяцев. Но если выявлены нарушения, то этот срок может быть продлен до 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При отсутствии претензий, или если они касаются только части заявленной суммы, налоговики принимают решение о возмещении НДС.

Сроки возмещения НДС и компенсация за их нарушение

Длительность всех процедур, связанных с возмещением НДС, отражена в ст. 176 НК РФ.

Если бизнесмен «отбился» от претензий в ходе проверки, то в течение 7 дней по ее завершению налоговики обязаны вынести решение о возмещении НДС и (одновременно) о зачете или возврате его суммы. Зачет специалисты ИФНС производят самостоятельно, если у налогоплательщика есть задолженность по НДС или другим федеральным налогам, а также по штрафам и пени.

Важно!

При отсутствии долгов (или если сумма переплаты превышает их) инспекторы на следующий день после решения о возврате должны направить документы в казначейство. На перечисление средств закон отводит 5 дней.

В итоге сумма возмещенного НДС должна вернуться налогоплательщику не позднее, чем через 12 дней по завершении камеральной проверки. При нарушении этого срока налоговики должны выплатить бизнесмену компенсацию, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Описанный выше порядок применяется, если не было найдено нарушений. Если же они были, то сроки рассмотрения акта проверки регламентируются положениями ст. 100 и 101 НК РФ.

В течение 10 дней составляется акт проверки. На его вручение налогоплательщику отводится еще 5 дней. Далее у бизнесмена есть месяц на представление возражений, после чего в течение 10 дней налоговики выносят решение. Оно может предусматривать как отказ в возмещении, так и подтверждение права на возврат налога (полностью или частично).

Если возврат в той или иной степени подтвержден, то сроки, предусмотренные ст. 176, применяются к этой сумме так же, как и при «обычном» возмещении.

Важно!

Заявление на возврат НДС нужно подать до принятия решения о возмещении. В противном случае ст. 176 НК РФ «не работает» и налог будет возвращен «на общих основаниях», т.е. придется ждать еще месяц (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ускоренный возврат НДС

Как видно из предыдущего раздела, возмещение НДС — весьма непростой и длительный процесс.

Даже в идеальной ситуации, при отсутствии претензий налоговиков, бизнесмен получит свои деньги только через два месяца и 12 дней после подачи декларации. А если выявлены нарушения, то процедура затягивается еще больше.

Но существует возможность значительно сократить время ожидания, предусмотренная ст. 176.1 НК РФ. В этом случае деньги поступят на счет налогоплательщика уже в течение 15 дней после подачи декларации:

  1. Заявление о возмещении в «особом» порядке подается в течение 5 дней.
  2. На принятие решения налоговикам также отведено 5 дней.
  3. Казначейство должно перечислить деньги тоже в 5-дневный срок после решения инспекции.

Льготными условиями могут воспользоваться далеко не все. Необходимо соответствовать одному из следующих условий:

  1. Быть крупным налогоплательщиком с поступлениями по основным налогам более 2 млрд руб. за три года.
  2. Предоставить поручительство или банковскую гарантию. Причем к поручителям и банкам-гарантам также предъявляются достаточно жесткие требования (п. 2.1 и 4 ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренная схема возмещения НДС вовсе не означает, что налогоплательщика не будут контролировать. Проверка декларации в этом случае проводится в обычном режиме.

Если по ее результатам будут выявлены нарушения, то бизнесмен должен будет вернуть «излишки» возмещенного налога и уплатить проценты, исходя из удвоенной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Повышенный по сравнению со стандартной ставкой пени процент — это своего рода штраф, который должен будет заплатить бизнесмен, решивший получить возврат быстрее, но не проверивший должным образом все подтверждающие документы.

Читайте по теме: Как платить НДС в 2019 году

Отражение возврата НДС в учете

С точки зрения бухучета предъявленный НДС к возмещению — это дебетовое сальдо по счету 68.2.

Закон предусматривает два варианта закрытия переплаты по НДС:

  • Своевременный зачет в счет расчетов по другим налогам

Для этого вам необходимо обратиться с заявлением в инспекцию по месту своего учета (п. п. 2, 4 – 6, 14 ст. 78, п. п. 3, 9 ст. 79 НК РФ).

Прежде всего налоговый орган засчитывает излишнюю сумму в счет погашения имеющейся у вас задолженности по налогам, пеням и штрафам (п. 6 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ).

Если задолженности нет, излишек вы можете направить в счет уплаты будущих платежей (недоимки) по федеральным налогам (кроме НДФЛ), например, по налогу на прибыль:

ДТ 68.4 – КТ 68.2

  • Возврат на расчетный счет по вашему заявлению:

ДТ 51 – КТ 68.2

Если налог излишне уплачен или излишне взыскан, то НДС вам вернут в течение месяца со дня получения инспекцией заявления о возврате (п. 6 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ).

Если деньги поступили из бюджета несвоевременно, бизнесмен имеет право на проценты. Проводки в этом случае будут следующие: ДТ 76.5 – КТ 91.1 – начисление

ДТ 51 – КТ 76.5 – поступления

Доход в виде процентов из бюджета не отражается в налоговом учете (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). В результате возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянный налоговый актив (ПНА), равный в общем случае 20% от начисленных процентов:

ДТ 68.4.2 – КТ 99.ПНА

Как вернуть НДС без проблем

Предусмотренный законом регламент возврата НДС весьма непрост. Но необходимо учитывать еще и то, что налоговики в принципе не расположены к тому, чтобы возвращать средства из бюджета, даже при наличии законных оснований.

У каждой налоговой инспекции есть план по суммам возврата и перевыполнение этих показателей, мягко говоря, не приветствуется вышестоящими органами. Поэтому чиновники будут всячески затруднять процесс возмещения НДС.

Важно!

Привлечь внимание проверяющих может не только сумма к возмещению, но и слишком высокий процент вычетов, даже при уплате налога. Инспекторы сравнивают долю вычетов в декларации со средней по региону.

В 4 квартале 2018 года безопасный уровень по РФ в среднем составил 87%, а по большинству регионов колебался в диапазоне 80-95%.

Узнать точные цифры по своему субъекту РФ вы можете на сайте регионального управления ФНС РФ.

Бизнесмена, подавшего декларацию «к вычету» могут вызвать на комиссию и попытаться «убедить» внести нужные налоговикам исправления. Законных оснований для таких требований у чиновников нет, и если налогоплательщик уверен в своей правоте, то он может их игнорировать.

Далее в рамках проверки налоговики будут задавать множество вопросов, сомневаться в достоверности документов, в реальности контрагентов и т.п. Здесь важно, чтобы все поставщики, указанные в декларации, были реально существующими компаниями, платили налоги и сдавали отчетность. И, наконец, даже если решение о возврате уже принято, чиновники могут затягивать его исполнение.

Часто отстоять свои права налогоплательщикам удается только в суде. Поэтому многие бизнесмены «опасаются» заявлять вычеты, особенно, если речь идет о крупных суммах.

При этом средства компании или вообще «замораживаются» в бюджете или, в лучшем случае, вычеты «размазываются» и переносятся на следующие периоды (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Последний вариант лучше, чем полный отказ от возмещения, но все равно — деньги возвращаются в оборот позднее и их стоимость снижается в силу инфляции.

Наши клиенты свободны от всех перечисленных сложностей. Уже на этапе проверки договоров мы гарантируем исключение не только налоговых, но также финансовых и репутационных рисков. Не имеющий аналогов способ работы с «первичкой» позволяет оперативно и аргументированно отвечать на все вопросы проверяющих.

Кроме того, мы полностью сопровождаем процедуру возмещения и решаем все возникающие проблемы.

Подведем итог

Возврат НДС из бюджета возможен, если сумма вычетов за период превышает сумму начислений.

Процедура возмещения — сложная и длительная, даже при отсутствии вопросов она продолжается около 2,5 месяцев.

Чтобы пройти этот «квест» без проблем, нужно очень внимательно проверять контрагентов и полученные от них документы.

Передав ведение учета нам, вы можете быть уверены, что получите свои средства в полном объеме и в установленный законом срок.

Источник: //1c-wiseadvice.ru/company/blog/vozmeshchenie-nds-iz-byudzheta/

Какими способами можно ускорить возмещение НДС

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Одна из задач налогового планирования – ускорение процесса возмещения НДС из бюджета. Несмотря на то что возмещение налога, если в каком-либо квартале сумма вычетов превысила сумму начислений, – законное право компании (ст. 176 НК РФ), воспользоваться им достаточно затруднительно.

Проблема состоит в том, что ожидание возмещения может тянуться более трех месяцев – это максимальный срок проведения камеральной проверки декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

К тому же в ходе камеральной проверки налоговики вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов (п. 8 ст.

88 НК РФ), что часто приносит дополнительные неприятности.

По сути, у компании есть всего три способа ускорить процедуру возмещения НДС из бюджета и не допустить столь долгого отвлечения оборотных средств компании. В порядке убывания степени риска это:

  • частичная или полная передача излишка вычетов дружественной компании, у которой в данном налоговом периоде возник НДС к уплате;
  • создание специальной закупочной компании, при проверке которой в качестве поставщика заведомо не возникнет никаких вопросов;
  • использование механизма ускоренного возмещения НДС.

Излишки вычетов можно передать другой компании

В группе компаний вопросы с ускорением возмещения НДС, с одной стороны, решать проще, с другой – чревато налоговыми претензиями. Речь идет о том, чтобы перераспределить и выравнять налоговые обязанности между членами группы путем создания некоего аналога консолидированной группы налогоплательщиков.

Штатными средствами консолидировать налоговую базу группы компаний по НДС, к сожалению, невозможно. Статья 25.1 Налогового кодекса допускает подобное только в отношении налога на прибыль. Поэтому на практике дружественным компаниям приходится достигать консолидации с помощью внутригрупповых сделок.

Идея состоит в том, чтобы при помощи одной или нескольких вспомогательных сделок с дружественными контрагентами компания, которая потенциально претендует на возмещение НДС, закрыла бы эту сумму начислениями. А партнер по сделке, которому потенциально грозит уплата НДС, получил бы дополнительные вычеты. То есть произвести своеобразный взаимозачет обязательств.

Вариантов для проведения такой вспомогательной сделки множество. Проще всего заключить договор на реализацию товаров, работ, услуг и перечислить по нему предоплату.

В этом случае у компании, получившей аванс от контрагента, возникнет НДС к начислению (п. 1 ст. 154 НК РФ), а перечислившая предоплату компания при соответствующем документальном оформлении (п. 9 ст.

172 НК РФ) вправе претендовать на налоговый вычет (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Однако участникам перераспределения налоговой базы придется найти живые деньги для перечисления предоплаты. Если речь идет о значительных суммах, это может быть проблемой.

Кроме того, участие в процедуре живых денег исключает возможность осуществить регулировку налоговой базы задним числом.

Придется заранее, до окончания налогового периода, прогнозировать итоговые суммы НДС по каждой из компаний группы.

Также предоплата подразумевает либо исполнение данного договора в дальнейшем, либо его расторжение. В первом случае сторонам необходимо будет осуществить поставку товаров, выполнить работы или оказать услуги. А во втором – вернуть аванс и восстановить НДС. И то и другое не всегда уместно.

Если же речь идет о том, чтобы консолидировать налоговые обязательства группы компаний уже после окончания квартала, компании используют иной способ, во многом лишенный перечисленных недостатков.

Это так называемая реализация постфактум.

Дело в том, что после того, как законодатели убрали условие об оплате для получения вычета по НДС, регулировать налоговую базу дружественных компаний стало возможно и после окончания налогового периода.

Чтобы достичь этого, на практике компании проводят отгрузку товаров, подписывают акт выполненных работ, приемки услуг задним числом. Тем кварталом, в котором необходимо перераспределить налоговую базу дружественных компаний. Сумма НДС к уплате определяется по начислению.

Тем самым исключаются первые два из перечисленных выше недостатков регулировки налоговой базы с помощью предоплаты. Однако остается третий – требования к реальности сделки. То есть реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги должны существовать в действительности, иначе высока вероятность, что налоговики признают сделку фиктивной и доначислят налоги.

Кроме того, данный способ чреват изменением налоговой базы сторон по налогу на прибыль. У покупателя (заказчика, клиента) возникают налоговые расходы, а у поставщика (подрядчика, исполнителя) – доходы. Это может быть нежелательным побочным эффектом, если, к примеру, обе компании убыточны.

Популярно на практике дружественное регулирование налоговых обязательств по НДС с помощью оказания услуг. Плюс здесь в том, что в отличие от товара услуги не имеют материального выражения. Но риск здесь тот же – это реальность сделки.

Зачастую группы компаний создают постоянно действующий механизм корректировки налоговой базы. Удобен для этой цели договор аренды. Дело в том, что обычаи делового оборота допускают на какое-то время освобождать арендатора от внесения платы (арендные каникулы).

Что позволяет не перераспределять налоговую базу дружественных компаний в тех периодах, когда в этом нет необходимости. Кроме того, договор аренды допускает переменный размер арендной ставки.

Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ, арендная плата может предусматриваться, в частности, в виде установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов. Что позволяет гибко регулировать обязательства сторон по НДС.

Удобны для организации постоянно действующего механизма регулировки НДС и отношения между реальными поставщиком и покупателем. Регулировку в этом случае на практике осуществляют ретроскидки и ретронадбавки. Скидка – это стимулирующая выплата, которую предоставляет поставщик покупателю.

Надбавка, напротив, разновидность финансовой санкции за неисполнение покупателем каких-либо договорных обязательств.

И скидка, и надбавка однозначно влияют на цену предыдущих поставок, следовательно, обеим сторонам сделки необходимо скорректировать свои налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль.

Так, если НДС к возмещению возник у поставщика, он вполне может договориться с дружественным покупателем о ретронадбавке. С тем, чтобы увеличить свои начисления по данному налогу, а партнер при этом увеличит сумму вычетов.

На практике условие о ретронадбавке либо изначально включается в договор, либо оформляется допсоглашением. Если же проблемы с возмещением у покупателя, дружественный поставщик может предоставить ему ретроскидку.

Тем самым сумма вычетов по НДС за налоговый период у покупателя снизится. У поставщика же снизится сумма начислений.

При всех плюсах консолидации налоговой базы по НДС группы компаний стоит обратить внимание на финансовую сторону последствий.

Несмотря на то что в совокупности холдинг не несет никаких потерь от того, что одна из компаний не получает возмещения НДС из бюджета, а другая в той же сумме уменьшает свои платежи туда, конкретные юрлица лишаются оборотных средств в пользу дружественной компании.

В результате группе приходится решать вопрос о безналоговом рефинансировании сэкономленных средств в компанию, которая не получила возмещение.

В случае прямой аффилированности участников это может быть безвозмездная передача денежных средств (п. 3.4 и 11 ст. 251 НК РФ) или дополнительный вклад в уставный капитал (п. 3 ст. 251 НК РФ). Формально независимым компаниям приходится решать этот вопрос, например, при помощи займов (п. 10 ст. 251 НК РФ).

Закупочная компания, решая проблемы, создает новые

Учитывая, что углубленная камеральная проверка по возмещению НДС прежде всего связана с проверкой добросовестности поставщиков, для компании, возмещающей налог из бюджета, разумно свести количество этих поставщиков к минимуму.

Возможно даже к одной компании, которая будет осуществлять все необходимые закупки и перепродавать полученные товары с небольшой наценкой. Плюсы такой организации в том, что в ходе камеральной проверки представляются документы только по одному договору.

При этом есть стопроцентная гарантия, что поставщик – добросовестный налогоплательщик, сдающий отчетность.

Однако решив одни проблемы, важно не создать другие. Дело в том, что, борясь с недобросовестными налогоплательщиками, налоговики с большим подозрением относятся к компаниям, которые настаивают на возврате из бюджета денежных средств, при этом все их счета-фактуры по вычетам получены от одной и той же, вероятно, дружественной компании.

Заявительный порядок возмещения дорог и опасен

С 2010 года компании могут возмещать НДС из бюджета, не дожидаясь окончания камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ), в заявительном порядке. Это частично решает проблему отвлечения оборотных средств (исходя из норм закона, деньги можно получить уже через 10 рабочих дней после подачи заявления), однако не избавляет компанию от углубленной камеральной проверки декларации.

Для того чтобы возместить НДС в заявительном порядке, обычная организация, которая не платит миллиарды рублей в бюджет, должна приложить к своему заявлению банковскую гарантию на полную сумму возмещаемого налога (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Принимаются гарантии только от банков, включенных Минфином России в соответствующий перечень (//www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700).

Естественно, услуги банка небесплатны, поэтому речь и идет лишь о частичном решении проблемы отвлечения оборотных средств.

После получения заявления у налоговиков будет пять рабочих дней на принятие решения. Если оно положительное, то компания может получить деньги, только если у нее нет долгов перед бюджетом (п. 9 ст. 176.1 НК РФ). В противном случае производится зачет налогов.

Еще пять рабочих дней с момента принятия решения дается на перечисление денег. Если средства не будут перечислены налогоплательщику на 11-й рабочий день с момента подачи заявления, то с 12-го ему выплачиваются проценты исходя из ставки рефинансирования (п. 10 ст. 176.

1 НК РФ).

Казалось бы, в заявительном порядке возмещения НДС одни плюсы. Однако это не так. Помимо достаточно недешевой банковской гарантии возможны и иные финансовые потери.

Во-первых, если в результате камеральной проверки налоговики не подтвердят право на возмещение НДС, компания должна вернуть деньги в пятидневный срок после получения требования.

А также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

И если стоимость банковской гарантии можно учесть в налоговых затратах на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ, то сумму процентов учесть не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Поэтому ускоренный порядок возмещения НДС подходит далеко не всем компаниям. Для налогоплательщиков, чьи декларации налоговики обычно проверяют длительное время, оплата банковской гарантии может съесть всю выгоду от возмещения НДС. Кроме того, дамокловым мечом висит возможность применения санкций в виде двойных процентов рефинансирования.

Компании предпочитают безопасность ускорению

Несмотря на то что описанные выше способы действительно могут ускорить возмещение НДС, на практике многие компании предпочитают не рисковать, а отложить излишек вычетов на более поздний срок. То есть вместо ускорения, напротив, замедлить возмещение, но получить гарантии от углубленной камеральной проверки.

Дело в том, что право на применение вычетов не ограничено рамками конкретного налогового периода, Налоговый кодекс требует лишь уложиться в три года после окончания налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет (п.

2 ст. 173 НК РФ). Кроме того, как справедливо указывают суды, вычет НДС в более позднем периоде не влечет за собой недоплату НДС в бюджет (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.05.10 № А27-14786/2009).

Источник: //www.NalogPlan.ru/article/3383-kakimi-sposobami-mojno-uskorit-vozmeshchenie-nds

Проблемы возмещения НДС

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Добавленная стоимость представляет собой совокупность того, что конкретный производитель добавил к стоимости ресурсов, полученных извне.

НДС представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости на всех стадиях производства, определяемой как разница между реализованными товарами (работами, услугами) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Выделение добавленной стоимости достигается механизмом исчисления данного налога, при котором в бюджет идет лишь разница между суммами налога, полученными от покупателей товаров (работ, услуг), получателей имущественных прав, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Суммы НДС, предъявленные на основании счетов-фактур поставщиками товаров, работ услуг, правообладателями имущественных прав, на которые допускается уменьшение налогоплательщиками налога, подлежащего уплате в бюджет, в НК РФ определяются как «налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость».

…в отдельных случаях налогоплательщик, передающий имущество в качестве вклада в УК, формально восстанавливает ранее принятый к вычету НДС, но фактически налог не уплачивает и приводит себя к банкротству ..

Таким образом, порядок расчета НДС позволяет налогоплательщикам уменьшать исчисленную сумму налога на налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 статьи 171 НК РФ.

Если при этом сумма вычетов превышает сумму НДС к уплате, то разницу между ними налоговые органы обязаны возместить хозяйствующему субъекту за счет средств федерального бюджета на основании пункта 1 статьи 176 НК РФ или, в случае заявительного порядка возмещения НДС, на основании статьи 176.1 НК РФ. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате или возмещению из бюджета, зависит не только от результатов финансово-хозяйственной деятельности самого налогоплательщика и исполнения им своих налоговых обязательств, но и от действий его контрагентов, предъявивших его в составе товаров (работ, услуг), имущественных прав и суммы налога.

Данный порядок исчисления налога, косвенно ставящий возможность возмещения НДС из федерального бюджета в зависимость от действий поставщиков, но не содержащий прямого указания на это в положениях главы 21 НК РФ, во многом и порождает многочисленные проблемы и противоречия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Правовые коллизии

К проблемам правового регулирования НДС, требующим изучения, выработки новых правовых подходов и предложений по их решению, можно отнести следующие:

  • нечеткая правовая регламентация процедуры возмещения НДС, в том числе и в заявительном порядке;
  • отсутствие единого правового подхода к правомерности применения вычетов по НДС при осуществлении налогоплательщиком как облагаемых, так и необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций;
  • отсутствие системного подхода к правовому регулированию процедуры обжалования налогоплательщиками решений налоговых органов, выносимых по результатам налоговых проверок правильности исчисления и полноты уплаты НДС в бюджет.

«Странности» администрирования

Вопросы администрирования возмещения НДС на современном этапе тем более актуальны, поскольку наблюдается рост возмещения НДС в общем объеме поступлений НДС, а также рост заявленного к возмещению налога.

Это связано с тем, что последние изменения, вносимые в законодательство, регулирующее НДС, направлены на либерализацию, уменьшение барьеров для применения вычетов, упрощение порядка возмещения налога, ограничение прав налоговых органов при контроле за порядком исчисления и уплаты налога, ужесточение ответственности налоговых органов за неправомерный отказ в возмещении НДС из бюджета. Данные действия законодателей призваны улучшить инвестиционный климат в стране. Так, с 2006 года НДС принимается к вычету при наличии кредиторской задолженности перед поставщиками, подрядчиками, отменена необходимость оплаты товаров (работ, услуг), приобретенных по счету-фактуре.

При осуществлении капитального строительства «входной» НДС принимается к вычету по мере предъявления подрядчиками счетов-фактур на выполненные строительно-монтажные работы, в то время как до 2006 года при таких операциях сумму НДС можно было включить в состав вычетов и предъявить к возмещению из бюджета только после ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта и начала начисления амортизации. С 2010 года на основании пункта 11 статьи 171 НК РФ допускается отражать в составе налоговых вычетов сумму НДС по полученному в качестве взноса в уставный капитал имуществу на основании акта приема-передачи с выделенной суммой НДС при условии восстановления суммы налога передающей стороной. Также с 2011 года допускается принимать к вычету покупателем НДС с суммы перечисленных денежных средств (авансовых платежей) под предстоящую поставку товаров (работ, услуг), если такой порядок был предусмотрен договором.

На заметку

Для ускорения получения возврата НДС добросовестными налогоплательщиками, положительно зарекомендовавшими себя в течение длительного периода, была введена статья 176.1 НК РФ, предусматривающая заявительный порядок возмещения НДС

Для ускорения получения возврата НДС добросовестными налогоплательщиками, положительно зарекомендовавшими себя в течение длительного периода, учитывая длительный срок рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации в которой заявлено право на возмещение налога, Федеральным Законом от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» была введена статья 176.1 НК РФ, предусматривающая заявительный порядок возмещения НДС. Заявительный порядок возмещения налога, не снижая эффективности налогового контроля и не ущемляя интересов бюджетной системы, призван обеспечить сохранение для отдельных категорий налогоплательщиков оборотных средств, так как зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, осуществляется до завершения камеральной налоговой проверки данной декларации.

В НК РФ обозначены основные условия, при выполнении которых налогоплательщик может применить налоговые вычеты и уменьшить исчисленный с объектов налогообложения НДС (реализация товаров, работ, услуг, передача имущественных прав).

В первую очередь это наличие счета-фактуры, оформленного должным образом в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, а также первичных документов, на основании которых осуществлялось принятие на учет товаров (работ, услуг).

Другим важным условием является использование приобретаемых товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ), услуг, работ в операциях, облагаемых НДС.

Казалось бы, выполнение этих несложных условий позволяет налогоплательщику беспрепятственно применить налоговый вычет при исчислении НДС и в случае возникновения права на возмещение получить возврат излишне уплаченной суммы налога из бюджета.

Однако при практическом применении главы 21 НК РФ в части правомерности применения налоговых вычетов и возмещения НДС возникают противоречия, проблемные вопросы которые приводят к многочисленным судебным разбирательствам, поскольку формальное соблюдение условий применения налоговых вычетов, либеральные изменения, призванные стимулировать инвестиционную деятельность, при наличии пробелов в законодательстве, используются недобросовестными налогоплательщиками как способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения НДС из бюджета.

Контратака на контрагентов

Среди таких способов одним из наиболее распространенных является использование в цепочке контрагентов подконтрольных налогоплательщику организаций с целью имитации хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота.

С целью наращивания налоговых вычетов и уменьшения платежей в бюджет налогоплательщиками используется и такой способ, как принятие к вычету НДС по авансовым платежам, перечисленным созданной самим налогоплательщиком фирме-однодневке, от которой не предполагается получение ТМЦ.

Кроме того, отсутствие прямой законодательной нормы, связывающей право на возмещение НДС стороной, принимающей вклад в уставный капитал, с фактической уплатой восстановленной суммы НДС стороной, передающей имущество, также может способствовать созданию схемы получения необоснованной выгоды в виде двойного применения налоговых вычетов. Так, в отдельных случаях налогоплательщик, передающий имущество в качестве вклада в уставный капитал, формально восстанавливает ранее принятый к вычету НДС и отражает его к уплате в бюджет, но фактически налог не уплачивает и приводит себя к банкротству. При этом налогоплательщик, получивший имущество в качестве вклада в уставный капитал, предъявляет НДС к возмещению и претендует на получение средств из бюджета, источник для возврата которых не сформирован. Таким образом, данный пробел в законодательстве приводит к возможности злоупотребления налогоплательщиками своим правом на возмещение.

Среди таких способов одним из наиболее распространенных является использование в цепочке контрагентов подконтрольных налогоплательщику организаций с целью имитации хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота…

При этом эффективный правовой механизм, позволяющий налоговым органам исключать из состава налоговых вычетов суммы налога, предъявленные недобросовестными налогоплательщиками, в главе 21 НК РФ отсутствует, в связи с чем многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу породили необходимость обобщения сложившейся судебной практики и вынесение Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В ходе проведения налоговых проверок налоговым органам рекомендовано во всех случаях при заявлении НДС к возмещению из бюджета устанавливать наличие таких обстоятельств, как:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиками хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком;
  • учет для целей налогообложения тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды.

Налоговые органы обязаны в ходе проверки сформировать доказательную базу, позволяющую установить что налогоплательщик, заявивший возмещение из бюджета, знал о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

Таким образом, либерализация законодательства для налогоплательщиков с одной стороны и необходимость предотвращения незаконного возмещения НДС налоговыми органами с другой стороны приводят к тому, что Федеральной налоговой службой ужесточаются контрольные мероприятия при проведении проверок деклараций с заявленными к возмещению суммами НДС.

Взаимосвязь возможности применения налоговых вычетов от действий контрагентов приводит к тому, что даже добросовестные налогоплательщики, не использующие преднамеренно какие-либо схемы незаконного возмещения НДС, могут оказаться в зоне риска, заключив договор с компанией, не исполняющей свои налоговые обязательства.

При этом эффективные инструменты проверки добросовестности контрагентов у налогоплательщиков фактически отсутствуют, поскольку общедоступной является только информация, содержащаяся в выписке из ЕГРЮЛ а именно: о постановке налогоплательщика на учет, о его юридическом адресе и должностных лицах, о дате создания и т. п.

Информация об объектах налогообложения, величине налоговой базы, суммах исчисленных и уплаченных налогов составляет налоговую тайну.

Таким образом, основной проблемой возмещения НДС является отсутствие в главе 21 НК РФ четких механизмов, позволяющих однозначно подходить к различным вопросам порядка исчисления и уплаты НДС.

Это приводит к тому, что с одной стороны, создается почва для злоупотребления отдельными налогоплательщиками правом на возмещение НДС из бюджета, а с другой стороны, порядочные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски.

Недостижимость идеала

Подводя итоги, можно сказать, что многочисленные письма Министерства Финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, огромное количество самых противоречивых комментариев экспертов, а также решений арбитражных судов различных инстанций по вопросу возмещения НДС свидетельствует лишь об одном – этот вопрос и по сей день является наиболее проблемным в налоговом администрировании, а получить подтверждение возмещения налога из бюджета своевременно и без проблем сможет лишь идеальный налогоплательщик в идеальных условиях. Любая нестандартная ситуация или нетипичная хозяйственная операция, вероятнее всего, приведет к отказу в возмещении НДС и длительным разбирательствам в Арбитражном суде, поскольку для нее либо вообще не найдется законодательной нормы в главе 21 НК РФ, либо мнение налогоплательщика по ее применению не совпадет с мнением налогового органа. Практика применения главы 21 НК РФ на протяжении 2001-2013 годов с учетом ее неоднократных изменений показывает, что она все еще далека от идеала, не дает ответа на многие вопросы и требует тщательной доработки, поскольку как налогоплательщикам, так и налоговым органам в своей работе хотелось бы руководствоваться нормами НК РФ, а не быстро меняющейся в современных политических условиях арбитражной практикой.

Юлия Павлова, «Бейкер Тилли Русаудит», для журнала «Консультант»

Источник: Бухгалтерия.ру

Источник: //otchetonline.ru/pomoshh-buxgalteru/buhuchet/38327-problemy-vozmescheniya-nds.html

Порядок возмещения НДС в 2018-2019 годах

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Что такое возмещение НДС

Когда налогоплательщик применяет общий порядок возмещения НДС

Как возместить НДС в заявительном порядке в 2018-2019 годах

Почему может быть отказано в сумме НДС к возмещению

Как возместить НДС, если 3-летний срок истек

Что такое возмещение НДС

Возмещение НДС предполагает процедуру, связанную с возвратом этого налога.

Следует отметить, что осуществить возмещение НДС компания или ИП вправе одним из 2 предлагаемых в НК РФ способов:

  • в общем порядке;
  • заявительном порядке.

При этом, несмотря на выбранный способ возмещения, сам возврат осуществляется путем:

  • перечисления суммы возмещения на банковский счет налогоплательщика;
  • направления суммы на оплату налогов будущих периодов.

Однако данные варианты использования денег от возмещения НДС возможны только при выполнении условия, рассмотренного в статье «Какой порядок возмещения НДС из бюджета?».

Далее рассмотрим важнейшие элементы по каждому из методов возмещения НДС.

Когда налогоплательщик применяет общий порядок возмещения НДС

Общий порядок возмещения НДС регулируется ст. 176 НК РФ. Запускается механизм данной процедуры со дня подачи в налоговый орган декларации по НДС с суммой налога к возмещению.

Получив отчет, налоговый орган начинает камеральную налоговую проверку обоснованности возмещения сумм НДС. Срок проведения камеральной проверки декларации не должен превышать 3 месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Однако есть возможность этот срок сократить.

Подробнее о том, кто может рассчитывать на сокращенный срок проверки декларации, читайте в материале «Срок камералки на возмещение НДС может быть сокращен».

Условия, при которых срок проверки декларации может быть сокращен, рассмотрены в публикации «Риск-ориентированный подход ускорит возмещение НДС добросовестным налогоплательщикам».

По результатам проверки принимается решение в пользу налогоплательщика либо отказ.

Более подробно о содержании процедуры, времени, выделенном на проверку, оформлении решения и перечислении суммы читайте в материале «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Особое внимание следует обратить на то, чем обусловлено появление права на возмещение НДС в компании. Это может быть:

  • осуществление отгрузок на экспорт (по причине применения ставки 0%);

Как осуществляется подтверждение возмещения НДС по экспортным операциям, подробно рассмотрено в статьях:

«Каков порядок учета и возмещения НДС при экспорте?»;

«Какова процедура возмещения НДС по ставке 0% (получение подтверждения)?»;

«Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?».

  • превышение суммы вычетов над суммой НДС от реализации.

Чем может быть обусловлено данное превышение, вы узнаете из материала «НДС к возмещению не говорит об убыточности налогоплательщика».

Возврат НДС в такой ситуации осуществляется с использованием следующего перечня обоснований:

  • контракта;
  • первичных документов;
  • счетов-фактур.

Прочие документы рассмотрены в статье «Какие документы нужны для возмещения НДС?».

Кроме того, компании могут возместить НДС на основании уточненной декларации.

Как налоговый орган осуществляет возврат в данной ситуации, рассказывается в статье «Каков порядок и особенности возмещения «входного» НДС?».

Как возместить НДС в заявительном порядке в 2018-2019 годах

Заявительный порядок предусмотрен ст. 176.1 НК РФ. Такое возмещение НДС характеризует собой ускоренный процесс принятия решения по возврату налога.

Воспользоваться заявительным порядком может организация, уплатившая в бюджет за 3 календарных года, предшествующих применению заявительного порядка, общую сумму налогов не меньше величины, установленной законодательно.

Также правом на заявительный порядок возмещения НДС обладают налогоплательщики, чья обязанность по уплате налога обеспечена договором поручительства.

Прочитать об этом вы можете в публикациях «Расширен перечень лиц, имеющих право на возмещение НДС в заявительном порядке» и «Поручители помогут получить возмещение НДС в заявительном порядке».

Договор поручительства должен быть составлен по определенной форме.

Рекомендуемую форму договора можно скачать, перейдя по ссылкам в материале «Опубликована форма договора поручительства для упрощенного возврата НДС».

Сроки, в течение которых налоговый орган принимает решение, а также документооборот, осуществляемый для подтверждения возврата, отражены в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

В ст. 176.1 НК приведены условия использования ускоренного способа возмещения НДС, одним из которых является наличие банковской гарантии.

По вопросу банковской гарантии следует выделить такие моменты:

  • В определенных случаях банковская гарантия подлежит возврату налогоплательщику.
  • Период действия выданной гарантии имеет временные ограничения.

О прочих особенностях идет речь в материале «На банковские гарантии для налоговой не распространяются таможенные требования».

Когда без банковской гарантии можно обойтись, читайте в материале «Нюанс расчета совокупных налогов для заявительного возмещения НДС».

О последствиях возмещения НДС при отсутствии права на это возмещение читайте в материале «За НДС, возмещенный без оснований, придется уплатить и проценты, и штраф».

Если НДС в заявительном порядке был возмещен, а затем была подана уточненка, то узнать, при каких обстоятельствах можно избежать налоговых последствий, можно из материала «Заявительный порядок возмещения: когда уточненка не повлечет уплату процентов».

Почему может быть отказано в сумме НДС к возмещению

В связи с тем, что возмещение НДС зачастую предполагает возврат довольно крупных сумм, налоговые органы достаточно тщательно подходят к вопросам проверки всех моментов, имеющих значение для обоснования возврата. Наличие спорных вопросов в них порой дает право ИФНС отказывать или частично отказывать в возмещении.

Возможные причины отказов содержатся в статье «Какие существуют основания для отказа в возмещении НДС?».

Тем не менее очень часто компаниям удается обжаловать отказ, в результате чего у налогоплательщика появляется возможность возместить НДС.

В статье «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?» рассмотрен пример возмещения НДС, в котором налоговый орган отказался осуществить возврат, но налогоплательщику удалось данный отказ оспорить.

Бывает и так, что сами налогоплательщики намеренно пытаются воспользоваться возмещением неправомерно, т. е. когда компания или ИП заявляет вычет, не имея на то оснований. В случае необоснованного применения вычета НК РФ предусмотрена ответственность.

НДС принят к вычету необоснованно, если это было сделано:

  • по товарам, которые не нашли отражения в учете налогоплательщика;
  • услугам иностранного лица, если ни услуги, ни соответствующий НДС не оплачены;
  • в прочих аналогичных ситуациях.

Меры ответственности подробно рассмотрены в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Отметим, что ответственность также может наступить и в ситуации, когда НДС был возмещен по решению налогового органа в заявительном порядке. Но позже, по окончании налоговой проверки, были выявлены факторы, свидетельствующие о незаконности такого возврата.

Что следует ожидать при указанных обстоятельствах, вы узнаете из материала «Запоздавшие результаты мероприятий налогового контроля могут стать поводом для выездной проверки».

Помимо наказания налогоплательщика за нарушение порядка возврата НДС ответственность предусмотрена и для налоговых органов. Основанием для наступления данной ответственности является несоблюдение сроков возврата сумм НДС.

О том, какие меры в этом случае предусмотрены, читайте здесь.

Как при занижении суммы налога налогоплательщиком, так и при просрочках в его оплате, а также при задержке возврата налога налоговым органом НК РФ предусматривает расчет пени за каждый день просрочки с даты возникновения задолженности с использованием ставки рефинансирования.

О значении этой ставки можно узнать здесь.

Как возместить НДС, если 3-летний срок истек

Вопрос в отношении сроков возврата НДС всегда являлся неоднозначным. 3-летний срок, установленный ст. 78 НК РФ, не регулирует четкий промежуток между началом и концом указанного периода.

Для того чтобы точно определиться, с какого момента начинать отсчет указанного срока — с даты, установленной для представления в налоговый орган декларации по НДС, или со дня окончания налогового периода, — предлагаем вам ознакомиться со статьями, в которых представлены позиции:

А также со статьей«Есть шанс возместить НДС по истечении установленного 3-летнего срока».

А вопрос исчисления сроков по экспортному возмещению НДС подробно раскрыт в материале «С какой даты начинается исчисление трехлетнего срока для возмещения НДС по экспортным товарам?».

Не успели возместить НДС? Возможно ли его отразить в этом случае в затратах при расчете налога на прибыль?

Ответ ищите в нашей статье «Можно ли учесть в расходах не возмещенный своевременно НДС?».

Как видим, процесс возмещения налога является очень непростым действием во взаимоотношениях налогоплательщиков и налогового органа. Соблюдение всех его особенностей, рассматриваемых в нашей рубрике «Возмещение НДС», поможет осуществить возврат налога грамотно и без лишних нареканий со стороны контролирующих органов.

Источник: //nalog-nalog.ru/nds/vozmewenie_nds/

Проф-юрист