Современный метод установления скорости наезда на пешехода

Методики определения скорости при ДТП и их особенности

Современный метод установления скорости наезда на пешехода

Нарушение скоростного режима является одной из, если не самой частой, причиной ДТП. Во многих прочих случаях определить, кто именно виноват в ДТП не так сложно: кто-то проезжает на красный свет, кто-то выезжает на встречную полосу.

Если же речь идет о превышении скорости, чаще всего не обойтись без экспертов – только они смогут установить, имело ли место подобное нарушение и с какой именно скоростью двигалось транспортное средство. Сегодня распространено несколько основных методик.

Современные методы оценки

Технический прогресс не стоит на месте и сегодня определить скорость зачастую можно достаточно просто.

Помогают в этом два источника данных:

  • данные видеорегистратора. Практически все модели этих устройств записывают также и скорость движения транспортного средства.Специальный сенсор улавливает момент столкновения и сбрасывает данные в память, удалить их оттуда невозможно;

Можно ли определить скорость авто по видеозаписи? Как это сделать? Смотрите видео:

  • GPS/ГЛОНАСС. Они также помогают оценить скорость, но не в момент удара, а лишь за несколько секунд до него.

Однако данные способы подходят далеко не всегда. В таком случае придется измерять скорость более классическими способами.

Расчет скорости по тормозному следу

Одним из наиболее распространённых способов выяснения скорости автомобиля является ее расчет по длине тормозного пути. О данном методе слышал, наверное, каждый автовладелец.

Однако далеко не все в курсе, что здесь имеется нюанс: очень часто люди путают тормозной и остановочный путь.

Как выглядит тормозной путь. ryazan-expert.ru

Различие между понятиями

Если водитель оперативно реагирует и быстро нажимает на педаль тормоза, то на асфальте обязательно останутся следы, которые и называют тормозным путем.

В случае, если педаль была нажата резко и «в пол», то след будет сплошным, его также часто называют следом юза.

Остановочный путь – совершенно иное понятие. Под ним понимают расстояние, которое успел пройти автомобиль с того момента, как водитель заметил угрозу, до текущей позиции транспортного средства после остановки.

По сути, он включает в себя тормозной путь, который увеличен на расстояние, которое потребовалось, чтобы отреагировать на опасность.

Время реакции зависит от конкретного человека и может возрасти, если водитель был утомлен, был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в тяжелом эмоциональном состоянии. Именно поэтому в подобных случаях садиться за руль не рекомендуется.

Определение скрести по тормозному пути

Для того чтобы рассчитать скорость ТС в начале торможения, экспертам потребуется собрать определенные данные:

  • длина кузова и колесная база;
  • длина тормозного следа;
  • масса автомобиля;
  • путь движения накатом;
  • наличие или отсутствие ABS.

Как происходит расчет скорости по тормозному пути? Подробно рассказано в этом видео:

Кроме того, эксперты опросят водителя, чтобы определить его состояние, узнать, насколько оперативно он нажал на тормоз и т.п.

Собираются данные о текущей дорожной ситуации (время года, влажность и состояние покрытия, время суток и граница видимости), показания свидетелей происшествия, составляется детальная схема аварии, фиксируются все следы, включая расположение обломков.

Все они подставляются в специальную формулу, с помощью которой и выводится итоговая скорость. Формулы достаточно сложные и могут варьироваться в зависимости от обстоятельств ДТП.

Преимущества и недостатки метода

Плюсы:

  • достаточная точность результата;
  • обилие посвященной предмету литературы;
  • относительно несложные расчеты;
  • быстрое получение результата.

Программа для расчета скорости авто при ДТП. 70region.tomsk.ru

Минусы;

  • невозможность использования, если отсутствуют следы шин;
  • не учитывается ряд факторов.

Использование закона сохранения движения

Данный метод основан на законе физики, изучаемому еще в школе. Чаще всего он используется в тех случаях, когда произошло столкновение двух автомобилей. В этом методе учитывается траектория движения транспортных средств непосредственно после столкновения.

Использоваться методика может, как в совокупности с первой, так и самостоятельно. Она наиболее ценна тем, что позволяет рассчитать скорость, если отсутствует отчетливый тормозной путь.

Для того чтобы проиллюстрировать метод, можно провести следующий пример: один автомобиль пытался проскочить прямо перед тем, как загорится красный свет светофора, в то время, как второй начал уже начал движение в перпендикулярном направлении и получил удар в бок.

В таком случае он сместится в сторону движения первой машины на некоторое расстояние.

Для определения скорости первого автомобиля эксперты собирают следующие сведения:

  • расстояние смещения после удара;
  • угол взаимодействия транспортных средств;
  • направление движения.

Данные сведения устанавливаются либо опросом пострадавших и свидетелей, либо экспертной методикой.

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • может использоваться, когда поредение скорости по тормозному следу затруднено или невозможно;
  • позволяется получить результат с высокой точностью, но только при условии достоверности начальных данных;
  • оптимальный метод для расследования столкновений с неподвижным автомобилем или препятствием при столкновениях на перекрестах.

Минусы:

  • отсутствие упомянутых данных или их незначительное искажение крайне негативной влияет на точность исследования;
  • значительно более громоздкие формулы расчета, требующие значительно более сложных расчетов (возможно, именно поэтому на практике данная методика применяется очень редко);
  • при определении не учитывается энергия столкновения, затраченная на образование повреждений ТС.

Определение скорости путем анализа полученных деформаций

Данный метод используется наиболее редко, так как сам по себе он достаточно противоречив. Сегодня к нему прибегает лишь незначительное количество экспертов.

На образование деформаций влияет огромное множество факторов, включая состояние шин автомобиля, наличие или отсутствие ABS, распределение груза в нем, конструкции, срока службы авто и т.д.

Очень часто эти данные просто отбрасываются, а часть учесть просто невозможно. Также в результате старения металл кузова может деформироваться по-разному. Это далеко не все факторы, которые следует учитывать для расчета скорости.

Огромное количество требуемых данных, а также зачастую невозможность их установления экспертным путем не позволяют широко использовать данную методику в повседневной практике.

Что характерно, многие автовладельцы уверены, что анализ повреждений автомобиля является главным методом определения его скорости в момент ДТП, настаивая на проведении подобной экспертизы.

Как проводится трасологическая экспертиза? Подробности читайте здесь.

Таблица расчета скорости при наезде на пешехода

В случае, если произошло столкновение с человеком, дополнительно используется и иной способ определения скорости транспортного средства.

Существуют специальные таблицы, в которых перечислено, какие именно травмы может получить пострадавший и какие повреждения при этом получит автомобиль. В таблицах также учитывается множество факторов.

Какие документы нужны для получения страховки после ДТП? Полный список здесь.

Таблица соотношения скорости и нанесенных повреждений пешеходу. 70region.tomsk.ru

В наиболее простом виде такую таблицу можно представить в следующей форме:

  • 30 км/ч – удар придется на бампер транспортного средства, при этом большая часть травм пешехода придется на ноги;
  • 60 км/ч – повреждения автомобиля смещаются ближе к лобовому стеклу;
  • от 80 км/ч – наиболее сильные деформации автомобиля находятся на передней части крыши.

Упомянутые таблицы постоянно дорабатываются данными из практики ДПС различных стран, а также результатами исследования.

Экспертный отчет

По результатам инспекции места ДТП специалисты составляют соответствующий экспертный отчет.

В него входит:

  • подробное описание ситуации на момент аварии. Сюда включают  данные:  время года и дня, тип покрытия, включая упоминание о влажности, показания свидетелей происшествия, пострадавших и возможного виновника;
  • подробная схема дорожной ситуации в момент, непосредственно до аварии (в том числе расположение и направление движения транспорта);

Как правильно самому составить схему ДТП? Подробная инструкция по ссылке.

  • месторасположение автомобилей в настоящий момент с указанием, насколько они были сдвинуты ударом;
  • фиксация следов происшествия, включая месторасположение возможных обломков, вмятина и прочие деформации кузовов автотранспорта, наличие и продолжительность тормозного пути.

Полученные данные эксперты заносят в специальную форму, которая и становится официальным документом. Он позволяет воссоздать полную картину ДТП.

Как можно видеть, сегодня существует сразу несколько методик для определения скорости автомобиля в момент ДТП.

Однако несмотря на их многообразие, наиболее активно используются первые две из упомянутых – они позволяют получить максимально достоверный результат при минимальных затратах времени.

Источник: //autourist1.ru/sporny-e-situatsii-na-doroge/dtp/opredelenie-skorosti-pri-dtp.html

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

Современный метод установления скорости наезда на пешехода

Предлагаемая вашему вниманию статья содержит разъяснения широкого круга вопросов относительно целей назначения и проведения автотехнической экспертизы по делам ДТП с участием пешеходов, в статье приведен пример заключения автотехнической экспертизы при расследовании наезда на пешехода.

Одним из наиболее сложных видов дорожно-транспортных происшествий, с точки зрения установления обстоятельств и определения виновного лица, является наезд на пешехода. Назначение автотехнической экспертизы при производстве по делу о наезде на пешехода, в большинстве случаев является обязательным условием расследования.

Определение степени виновности водителя – участника автодорожного происшествия с участием пешехода включает в себя поиски ответов на множество вопросов, большинство из которых относятся к компетенции экспертов различных областей знаний. В числе иных экспертиз, назначаемых в процессе дознания, проводится автотехническая экспертиза (АТЭ).

Подробности в статье:

Автотехническая экспертиза при ДТП

Цель проведения названой экспертизы заключается в необходимости подробного анализа механизма дорожно-транспортного происшествия. Только эксперт – автотехник может ответить на вопрос: имел ли водитель – участник ДТП техническую возможность избежать наезда на пешехода, действуя в соответствии с требованиями норм ПДД РФ?

Подробности в статье:

Расследование наезда на пешехода

Действия участников ДТП перед назначением автотехнической экспертизы

Для того, чтобы эксперт мог качественно выполнить исследование и ответить на все поставленные перед ним вопросы, ему должны быть предоставлены исходные данные. Основная задача следователя (дознавателя) заключается в установлении обстоятельств происшествия.

К сожалению, уровень профессиональной подготовки и отношения к исполнению непосредственных обязанностей со стороны должностных лиц следствия и суда, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому не стоит полагаться на случай или чью-то стороннюю волю.

На стадии дела, предшествующей назначению автотехнической экспертизы, от участников аварии требуется максимальная самоотдача и инициатива, которая может выражаться в следующих действиях.

  1. До вынесения постановления о назначении автотехнической экспертизы при расследовании наезда на пешехода ознакомьтесь с материалами дела.

    Для этого заявите письменное ходатайство. Не всегда такое ходатайство с первого раза может быть удовлетворено, но при грамотном юридическом обосновании, ни дознаватель, ни следователь, ни судья не смогут отказать в ваших требованиях.

  2. Ходатайствуйте о вашем дополнительном допросе.

    Как правило, первоначальные объяснения сторон ДТП недостаточно информативны. Эти объяснения принимают сотрудники ДПС, которые за редким исключением, имеют представления об исходных данных для АТЭ.

  3. При необходимости установления дополнительных сведений о месте происшествия, ходатайствуйте о проведении повторного осмотра, при котором составляется новая схема, уточняются величины размеров, показатели видимости и обзорности и прочее.

    Подробности читайте:

    Осмотр места происшествия при ДТП

    Протокол осмотра места ДТП образец

  4. Требуйте проведения следственного эксперимента, если исходные данные для экспертизы невозможно получить иными средствами.

  5. В процессе ознакомления с постановлением о назначении автотехнической экспертизы проверьте соответствие исходных данных, указанных в постановлении с первоисточником.

    Если будут выявлены ошибки, требуйте их устранения, путем занесения замечаний в бланк протокола об ознакомлении лица с постановлением экспертизы.

  6. Привлекайте к участию в деле, защитников, из числа автоюристов, специализирующихся по делам о дорожных происшествиях с участием транспортных средств.

Пример заключения автотехнической экспертизы при наезде на пешехода

Краткие обстоятельства происшествия

24 июля 2014 года, около 08 часов 35 минут, в г.Н М-кой области, на автодороге «въезд в г. Н от автомагистрали Е-95», в районе АЗС “Приус”, автомобилем Мерседес Бенц, под управлением водителя М.А.П.

, двигавшегося со стороны автомагистрали Е-95 в направлении г. Н, был совершен наезд на пешехода К.К.И., пересекавшего проезжую часть, слева направо относительно направления движения автомобиля.

В результате наезда пешеходу были причинены телесные повреждения.

Исходные данные

ДТП совершено: в светлое время суток, вне населенного пункта, левой боковой частью автомобиля Мерседес, в районе наружного зеркала заднего вида. Видимость не ограничена. Проезжая часть автодороги в месте происшествия с асфальтобетонным покрытием, горизонтального продольного профиля, шириной 15,2м, предназначена для движения в двух направлениях, сухая.

Автомобиль Мерседес технически исправен, без груза и пассажиров. Скорость движения – около 70?80 км/час, по показаниям водителя М.А.П.

На схеме места дорожно-транспортного происшествия зафиксировано место наезда на пешехода, обозначенное знаком (Х) и цифрой «2», расположенное на расстоянии 6,9м от правого в направлении движения автомобиля края проезжей части и 66,0 м от угла здания АЗС “Приус”.

Пешеход – мужчина, в возрасте 55 лет, в состоянии алкогольного опьянения, пересекал проезжую часть слева направо относительно направления движения автомобиля и с момента возобновления движения после остановки на линии 1.3 (1.7) горизонтальной дорожной разметки до места наезда преодолел расстояние около 1,0?1,3м, пятясь назад.

Следы торможения автомобиля отсутствуют.

Со слов водителя М.А.П.

, он управлял автомобилем Мерседес Бенц Вито, двигался в крайнем левом ряду, примерно в одном метре от двойной сплошной линии разметки, со скоростью около 70?80 км/ч, примерно в ста метрах впереди себя, с правой стороны он увидел мужчину в жёлтой жилетке, который производил сбор мусора. Мужчина начал перебегать проезжую часть дороги справа налево и остановился на двойной сплошной линии разметки, так как во встречном направлении двигались автомобили.

Когда до мужчины оставалось около 3-4 метров, пешеход начал пятиться назад, сделав около 3-4 шагов в сторону движения автомобиля. В этот момент при возникновении опасности он прибегнул к торможению, но наезда избежать не представилось возможным. Мужчина наткнулся на левую боковую часть его автомобиля, и удар пришёлся на левое зеркало заднего вида.

Со слов пешехода К.К.И., он 24.07.2014 г. находился на работе, занимаясь уборкой мусора на обочине вдоль проезжей части дороги. Обстоятельств происшествия не помнит.

Исходные данные приняты по определению о назначении исследования. При определении остальных исходных данных использованы материалы дела и справочно-нормативная литература:

Исследование

В данной дорожной ситуации, техническая возможность предотвратить наезд на пешехода, путём торможения, устанавливается сравнением расстояния (Sа), в том числе заданного, на котором автомобиль Мерседес находился от места наезда в момент возникновения опасности для движения, указанный в исходных данных, и остановочного пути этого автомобиля (So) в условиях места происшествия.

где: Sа и So – искомые величины, м;

t1 = 0,6 с, – нормативное время реакции водителя для данной дорожной ситуации;

t2 = 0,2 с, – время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля Мерседес при экстренном торможении;

t3 = 0,35 с, – время нарастания замедления автомобиля Мерседес при экстренном торможении в условиях места происшествия;

j = 5,7 м/с2, – установившееся замедление автомобиля Мерседес при экстренном торможении в условиях места происшествия;

Vа = 70?80 км/час, – заданная скорость движения автомобиля Мерседес;

Ly = 1,2м, – удаление от передней части автомобиля Мерседес до места удара;

Vn = 2,6?3,6 км/час, – скорость движения пешехода, по данным Ленинградской научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз 1966 г.;

Sn = 1,0?1,3м, – заданное расстояние, которое преодолел пешеход К.К.И. с момента возникновения опасности для движения, указанного выше, до места наезда.

В условиях данного происшествия, Sa и So определяются равными, соответственно, значениям, приведенным в таблице.

Номер варианта Vа, км/час Vn, км/час Sп, м Sa, м So, м Техническая возможность
1. 70 2,6 1,0 25,7 52,02 не имел
2. 70 3,6 1,0 18,2 52,02 не имел
3. 70 2,6 1,3 33,8 52,02 не имел
4. 70 3,6 1,3 24,1 52,02 не имел
5. 80 2,6 1,0 29,6 64,85 не имел
6. 80 3,6 1,0 21,0 64,85 не имел
7. 80 2,6 1,3 38,8 64,85 не имел
8. 80 3,6 1,3 27,7 64,85 не имел

Как следует из таблицы, поскольку Sа меньше So, следовательно, во всех вариантах водитель автомобиля Мерседес М.А.П. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, экстренным торможением, с остановкой автомобиля до линии движения пешехода.

Выводы

По заданным и принятым исходным данным, во всех вариантах водитель М.А.П. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, экстренным торможением, с остановкой автомобиля Мерседес до линии движения пешехода.

На основании авотехнического заключения эксперта следователь (судья) при рассмотрении дела о наезде на пешехода делает вывод о невиновности водителя автомобиля Мерседес.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода. Полагаем, что понимание сути проблемы является ключом к ее правильному решению. При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

Источник: //dtp-avtostrahovanie.ru/avtotekhnicheskaya-ekspertiza-pri-rassledovanii-naezda-na-peshekhoda

Расчет технической возможности водителя избежать наезда на пешехода

Современный метод установления скорости наезда на пешехода

Если бы водитель не запоздал с началом торможения, то пешеход успел бы уйти из опасной зоны к тому моменту, когда автомобиль, двигаясь в заторможенном состоянии, приблизился к линии следования пешехода. 3.

4 Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием Момент появления пешехода из-за препятствия и соответствующее положение автомобиля на дороге вычисляют исходя из двух условий ДТП: геометрического; кинематического.

При этом отмечают место расположения водителя в автомобиле, после чего мысленно отодвигают пешехода и автомобиль от места наезда до тех пор, пока водитель и пешеход не окажутся на одной прямой с углом объекта, ограничивающего обзорность.

Тем самым устанавливают автомобиль и пешехода в положение, которые они занимали в начале возникновения опасной обстановки. После этого расчетами определяют удаление автомобиля от места наезда.

Статьи

Внимание Схема (б) дана для аналогичного случая при ударе, нанесенным пешеходу боковой стороной автомобиля. Уравнение для расчета расстояния видимости пешехода Рассмотрим экспертизу наезда при обгоне, в процессе которого пешехода ударила передняя часть автомобиля.
Рисунок 3.6 (3.4.8.

) Расстояние Δх между пешеходом и автомобилем Б нельзя назначать произвольно, так как от него в большей степени зависит значение Sуд. Размер Δх должен быть установлен следственным путем с максимальной точностью, так как даже небольшие изменения Δх (на 1-2 м) могут привести к изменению Sуд в 2-3 раза, что отразиться на выводах эксперта.

Наезд при обгоне, во время которого удар пешеходу нанесен боковой поверхностью автомобиля.

Оценка возможности предотвращения наезда на пешехода

Вопрос о технической возможности у водителя предотвратить ДТП (столкновение) торможением является одним из ключевых технических вопросов при расследовании ДТП. Результат решения этого вопроса прямым образом связан с оценкой действий водителя на соответствие требованиям п.
10.1 Правил дорожного движения. П. 10.1.

ПДД РФ «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивности движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Методика исследования технической возможности предотвращения наезда на пешехода

Важно Перед экспертом ставят вопрос: «Имел ли водитель техническую возможность в данной дорожной обстановки начать торможение?».

Для ответа на этот вопрос определяют время движения пешехода в поле зрения водителя и сравнивают его с временем Т, необходимым для начала полного торможения автомобиля.

Если в результате расчетов будет установлено, что время движения пешехода , то можно прийти к выводу, что водитель не имел в своем распоряжении технических средств применение которых позволило бы ему предотвратить наезд на пешехода.

Даже при своевременном торможении водителю прине удалось бы избежать наезда ввиду малого времени, которым он располагал. Приможно сделать вывод о том, что водитель не использовал всех имеющиеся у него средств для предотвращения ДТП, т. е. действовал неправильно с технической точки зрения.

Транспорт

При анализе ДТП автомобиль мысленно отводят от места наезда назад на расстоянии, равное остановочному пути, после чего определяют положение пешехода.

Примерный порядок расчета при таком способе анализа ДТП следующий: 1 Остановочный путь автомобиля рассчитывают по формуле , или 2 Время движения автомобиля на пути Sо в процессе ДТП, т.
е.

с постоянной скоростью, 3 Путь пешехода за время t/а 4 Условия остановки автомобиля до линии следования пешехода Если последнее неравенство соблюдается, то в тот момент, когда автомобиль находился от места наезда на расстоянии, равном остановочному пути, пешеход уже пересек границу проезжей части и находился в опасной зоне. Следовательно, когда пешеход был на границе опасной зоны, расстояние, отделявшее автомобиль от места наезда, было больше остановочного пути и водитель путем экстренного торможения мог избежать наезда на пешехода.

Вы точно человек?

Va, км/ч — скорость движения ТС; Vn, км/ч — скорость движения препятствия; Sn, м — путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения; ja, м/с2 — установившееся замедление ТС при экстренном торможении; Если значит, в момент возникновения опасности для движения АТС уже двигалось в заторможенном состоянии, и его удаление определяют по иной формуле: , где, Sa, м — удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности; ja, м/с2 — установившееся замедление ТС при экстренном торможении; Sn, м — путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения; Vn, км/ч — скорость движения препятствия; SТ//, м — расстояние, преодолеваемое ТС в заторможенном состоянии после столкновения до остановки; Вышеуказанные формулы определения удаления справедливы для случая наезда на пешехода передней частью АТС.

Контрольная работа: наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности

Перейти к загрузке файла Рисунок 1. Схема к определению удаления транспортного средства от места наезда на пешехода в момент возникновения опасной обстановки, Sуд при замедленном движении транспортного средства и фронтальном ударе пешехода.

Где: Sуд — удаление автомобиля от линии следования пешехода в момент возникновения опасной обстановки; Sп — путь, пройденный пешеходом с момента возникновения опасной обстановки до наезда; Sю — длина следа юза ТС; Sю1 — расстояние от места наезда до конца следа юза ТС; — расстояние между местом удара на боковой части ТС и его передней частью; Sп.н. — путь, пройденный ТС после наезда; — расстояние от передней части ТС до его заднего места; — габаритная длина ТС; — габаритная ширина ТС. Наезд на пешехода при замедленном движения ТС Исходные данные: Автомобиль — легковой, BMW-320, технически исправный. Водитель трезв и во вменяемом состоянии.

Расчетный анализ наезда на пешехода, появившегося из-за движущегося автомобиля, проводится в той же последовательности, что и анализ ДТП, рассмотренный выше. Однако необходимо учитывать движущиеся транспортные средства, ограничивающие обзорность, требуют дополнительных сведений об их скорости и расположения на проезжей части.

Рисунок 3.5- Схема наезда при обзорности, ограниченной встречным транспортным средством а — вариант А-Ш-2; б — вариант А-П1-4 Из подобия треугольников обзорности получаем (3.4.4.) Как пешеход, так и автомобили двигались равномерно, поэтому действительны следующие соотношения (3.4.

5.), (3.4.6.) где Δ расстояние от границы проезжей части до полосы движения автомобиля А Подставив значения Sn и S2 в формулу (3.4.4.) получаем (3.4.7.) Решение уравнения (3.4.7.) дает расстояние Sуд, после чего исследования предположительных версий не должно составлять трудностей.

Для этого воспользуемся методикой определения безопасных скоростей. Сначала определим возможность безопасного проезда до линии следования пешехода (при =4,62 (м); =4,5 (м)) (6) где, — боковой интервал.

=3,1*((18,98 +4,62)/ 4,5)=16,26 (м/с)

Для выполнения безопасного проезда необходимо должно выполняться условие ? : =16,26 Условие выполняется. Следовательно, водитель имел возможность избежать наезда, если бы двигался с прежней скоростью.

Проверим возможность безопасного проезда автомобиля после линии следования пешехода, в данном случае должно выполняться условие: ? Определим третью безопасную скорость по формуле: (7) где, — габаритная ширина ТС.

Этот момент может соответствовать началу движения пешехода по проезжей части, от ее середины, от места остановки на проезжей части и т.д. Удаление определяют для различных расчетных случаев в зависимости от условий и ДТП.

В случае если до места наезда или столкновения автомобиль двигался без торможения, то: где, Sa, м — удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности; Sn, м — путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения; Vn, км/ч — скорость движения препятствия; Va, км/ч — скорость движения ТС; tn, с — время движения препятствия; В случае если наезд или столкновение произошло в процессе торможения АТС, проверяют условие нахождения АТС в заторможенном состоянии в момент возникновения опасности для движения.Рис. 5. Схема наезда автомобиля на пешехода (П) В случае наезда автомобиля на пешехода при пересечении им проезжей части (рис. 5.) кроме длины остановочного пути автомобиля Sо учитывают путь пройденный по проезжей части пешеходом SП, скорость пешехода Vп, удаление автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности Sуд. Оценка в данном случае проводится в следующей последовательности. 1. Определяют длину остановочного пути по формуле (5). 2. Определяют удаление автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности Syд: (10) 3.

Источник: //law-uradres.ru/raschet-tehnicheskoj-vozmozhnosti-voditelya-izbezhat-naezda-na-peshehoda/

Определение скорости автомобиля при ДТП – как правильно рассчитать?

Современный метод установления скорости наезда на пешехода

После каждого дорожно-транспортного происшествия обязательно определяется скорость транспортного средства до и в момент удара или наезда. Данная величина имеет столь большое значение по нескольким причинам:

  • Самый часто нарушаемый пункт правил дорожного движения именно превышение максимально допустимой скорости движения, и, таким образом, становиться возможным определить вероятного виновника ДТП.
  • Также скорость влияет на тормозной путь, а значит и на возможность избежать столкновения или наезда.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Определение скорости автомобиля по тормозному пути

Под тормозным путём обычно понимают расстояние, которое проходит то или иное транспортное средство от начала торможения (или, если быть более точным, с момента активации тормозной системы) и до полной остановки. Общая, недетализированная формула, из которой возможно вывести формулу для расчета скорости, выглядит так:

Более подробно процесс определения скорости во время ДТП рассказан в замечательной статье Учет потенциальной деформации при определении скорости автомобиля в момент ДТП. Вы можете скачать ее в формте PDF. Авторы: А.И. Денега, О.В. Яксанов.

Исходя из указанного выше уравнения, можно сделать вывод, что на тормозной путь влияет в первую очередь скорость автомобиля, которую при известных остальных величинах нетрудно вычислить. Наиболее сложной частью вычислений по этой формуле является точное определение коэффициента трения, так как на его значение влияет целый ряд факторов:

  • тип дорожного покрытия;
  • погодные условия (при смачивании поверхности водой коэффициент трения уменьшается);
  • тип шин;
  • состояние шин.

Для точного результата расчётов также нужно принимать во внимание особенности тормозной системы конкретного транспортного средства, например:

  • материал, а также качество изготовления тормозных колодок;
  • диаметр тормозных дисков;
  • функционирование или нарушения в работе электронных устройств, управляющих тормозной системой.

Тормозной след

После достаточно быстрой активации тормозной системы на дорожном покрытии остаются отпечатки – тормозные следы.

В случае если колесо во время торможения заблокировано полностью и не вращается, остаются сплошные следы, (которые иногда называют «след юза») которые многие авторы призывают считать следствием максимально возможного нажатия на педаль тормоза («тормоз в пол»).

В случае же когда педаль нажата не до конца (или присутствует какой-либо дефект тормозной системы) на дорожном покрытии остаются как бы «смазанные» отпечатки протектора, которые образуются вследствие неполной блокировки колес, которые при таком торможении сохраняют возможность вращаться.

Остановочный путь

Остановочным путём считают то расстояние, которое проходит определённое транспортное средство начиная с обнаружения водителем угрозы и до остановки автомобиля.

Именно в этом заключается главное отличие тормозного пути и остановочного пути – последний включает в себя и расстояние, которое преодолел автомобиль за время срабатывания тормозной системы, и расстояние, которое было преодолено за время, понадобившееся водителю на осознание опасности и реакции на нее. На время реакции водителя влияют такие факторы:

  • положение тела водителя;
  • психоэмоциональное состояние водителя;
  • утомление;
  • некоторые заболевания;
  • алкогольное или наркотическое опьянение.

Определение скорости исходя из закона сохранения количества движения

Возможно также и определение скорости движения автомобиля по характеру его перемещения после столкновения, а также, в случае столкновения с другим транспортным средством, по перемещению второй машины в результате передачи кинетической энергии от первой. Особенно часто данный метод используют при столкновениях с неподвижными транспортными средствами, или если столкновение случилось под углом, близким к прямому.

Определение скорости автомобиля исходя из полученных деформаций

Лишь очень незначительное количество экспертов определяют скорость движения автомобиля таким способом. Хотя зависимость повреждений автомобиля от его скорости и очевидна, но единой эффективной, точной и воспроизводимой методики определения скорости по полученным деформациям не существует.

Это связано с огромным количеством факторов, влияющих на образование повреждений, а также с тем, что некоторые факторы попросту невозможно учесть. Оказывать влияние на образование деформаций могут:

  • конструкция каждого конкретного автомобиля;
  • особенности распределения грузов;
  • срок эксплуатации автомобиля;
  • количества и качества пройденных транспортным средством кузовных работ;
  • старение метала;
  • модификации конструкции автомобиля.

Определение скорости в момент наезда (столкновения)

Скорость в момент наезда обычно определяют по тормозному следу, но если это по ряду причин не представляется возможным, то приблизительные цифры скорости можно получить анализируя травмы, полученные пешеходом, и повреждения, образовавшиеся после наезда на транспортном средстве.

К примеру, о скорости автомобиля можно судить по особенностям бампер-перелома – специфической для наезда автомобилем травмы, которая характеризуется наличием поперечно-осколочного перелома с крупным отломком кости неправильной ромбообразной формы на стороне удара. Локализация при ударе бампером легкового автомобиля – верхняя или средняя треть голени, для грузового автомобиля – в участке бедра.

Принято считать, что если скорость транспортного средства в момент удара превышала 60 км/ч, то, как правило, возникает косопоперечный или поперечный перелом, если же скорость была ниже 50 км/ч, то чаще всего образуется поперечно-осколочный перелом. При столкновении с неподвижным автомобилем скорость в момент удара определяется исходя из закона сохранения количества движения.

По тормозному следу

Достоинства:

  • относительная простота метода;
  • большое количество научных работ и составленных методических рекомендаций;
  • достаточно точный результат;
  • возможность быстрого получения результатов экспертизы.

Недостатки:

  • при отсутствии следов шин (если автомобиль, к примеру, не тормозил перед столкновением, или особенности дорожного покрытия не позволяют с достаточной достоверностью измерить след юза) проведение данного метода невозможно;
  • не учитывается воздействие одного транспортного средства в ходе столкновения на другое, что может.

По закону сохранения количества движения

Преимущества:

  • возможность определения скорости транспортного средства даже при отсутствии следов торможения;
  • при тщательном учёте всех факторов метод имеет высокую достоверность результата;
  • удобство использования метода при перекрёстных столкновениях и столкновениях с неподвижными автомобилями.

Недостатки:

  • отсутствие данных о режиме движения транспортного средства приводит к неточному результату;
  • по сравнению с предыдущим методом более сложные и громоздкие вычисления;
  • метод не учитывает энергию, затраченную на образование деформаций.

Исходя из полученных демормаций

Преимущества:

  • учитывает затраты энергии на образование деформаций;
  • не требует наличия следов торможения.

Недостатки:

  • сомнительная точность получаемых результатов;
  • огромное количество учитываемых факторов;
  • зачастую невозможность определения многих факторов;
  • отсутствие стандартизированных воспроизводимых методик определения.

На практике чаще всего используют два метода – определение скорости по следу торможения и исходя из закона сохранения количества движения. При использовании двух этих методов одновременно обеспечивается максимально точный результат, так как методики дополняют друг друга.

Остальные способы определения скорости транспортного средства значительного распространения не получили по причине недостоверности получаемых результатов и/или необходимости громоздких и сложных вычислений. Также при оценке скорости автомобиля учитывают показания свидетелей происшествия, хотя в таком случае нужно помнить о субъективности восприятия скорости разными людьми.

В некоторой мере помочь разобраться с обстоятельствами происшествия и в итоге получить более точный результат может помочь анализ видео из камер наблюдения и видеорегистраторов.

Источник: //automethod.ru/na-doroge/dtp/skorost-avtomobilya.html

Определение скорости при ДТП

Современный метод установления скорости наезда на пешехода

Несоблюдение скоростных режимов — одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Часто определить виновника ДТП достаточно просто: ехал на красный свет, не уступил дорогу, шел на обгон с выездом на встречку и так далее. Однако во многих случаях приходится прибегать к помощи экспертов.

Одна из основных проблем экспертизы ДТП — определение точной скорости автомобиля в момент столкновения. Как ее определяют, с помощью каких методов — об этом наша статья.

Практика определения скорости в момент ДТП

Одно из основных требований Правил Дорожного Движения звучит следующим образом:

«Водитель обязан придерживаться такого скоростного режима, при котором будут учитываться:

  • ограничения на данном участке дороги;
  • состояние дорожного полотна;
  • метеорологические условия;
  • общая скорость потока в данном направлении;
  • дорожная обстановка.

Только при соблюдении всех этих требований можно максимально обезопасить себя от плачевных инцидентов на проезжей части».

Если же ДТП произошло, то имеются некоторые современные средства оценки скорости передвижения:

  • записи из видеорегистратора — если регистратор с GPS-модулем, то на нем отображается скорость, а сам момент столкновения благодаря наличию G-сенсора заносится в специальную неудаляемую папку;
  • данные с ГЛОНАСС/GPS навигаторов — позволяют оценить скорость не в сам момент удара, а непосредственно перед ним.

Например, водитель будет доказывать, что он двигался в пределах 60 км/час, тогда как на видеорегистраторе или навигаторе отобразится 100 км/час. Понятно, что в данном случае какая-то особая автоэкспертиза не потребуется.

Также могут помочь свидетельские показания других водителей или пешеходов. Именно поэтому их надо опросить и сохранить контактные данные.

Если же все эти методы не помогают, приходится прибегать к курсу физики.

Автотехническая экспертиза

Эксперты должны не только разбираться в марках автомобилей, но и во множестве других дисциплин.

Так, одним из наиболее надежных методов является метод определения скорости по длине следов торможения, по положению автомобилей после столкновения и по нанесенным повреждениям. Эксперты вносят расчетные данные в формулу и получают нужный результат.

Они оперируют следующими расчетными данными, которые известны:

  • длина тормозного следа;
  • колесная база и длина кузова авто;
  • путь движения накатом;
  • масса транспортного средства.

Важный момент — эксперты обязаны выяснить, какие действия предпринимал водитель непосредственно перед столкновением:

  • жал ли на педаль тормоза до упора;
  • не успел затормозить;
  • имеется ли система ABS.

Зная, например, что водитель до упора утопил педаль тормоза, эксперт сможет найти в специально разработанных таблицах такие данные, как: замедление при торможении, время растормаживания, нарастание замедления до нужного значения. Одним словом, речь идет о специальных терминах, которые рассчитаны для самых разных авто, с учетом загруженности, типа дорожного полотна (асфальт, грунт, мокрый асфальт, снег).

Далее остается только вставить эти значения в формулу. Таких формул имеется огромное множество, они имеют примерно такой вид:

Есть и более сложные формулы или даже уравнения с большим количеством неизвестных. Задача еще усложняется тем, что только в идеальных условиях автомобили сталкиваются и замирают на месте. В действительности машина может переворачиваться, сталкиваться с другими транспортными средствами, столбами, заборами.

Кроме того, существуют специальные методы расчета для разных ситуаций:

  • столкновение двух и более авто;
  • наезд на пешехода;
  • ДТП с участием разных категорий ТС — легковые и грузовые, автобусы, мотоциклы.

Алгоритм действий при определении скорости

Чтобы полученные данные были наиболее точными, необходимо правильно составить схему ДТП.

Экспертный отчет будет включать в себя:

  • общее описание дорожной ситуации (тип покрытия, время года, время дня, показания участников и свидетелей ДТП);
  • детальная схема в момент предшествующий аварии;
  • положение автомобилей после столкновения;
  • фиксация всех следов — расположение обломков, вмятины и повреждения, тормозной след.

Имеющиеся данные вставляются в формулу подходящего вида. В результате получается общая картина ДТП, вроде тех, которые показывают в виде симуляций в обзорах ЧП-инфо.

Таким же образом определяют скорость ТС в случае наезда на пешехода. Стоит сказать, что имеются специальные таблицы, в которых указывается как поведет себя машина и какие повреждения получит при наезде на человека:

  • на скорости 30 км/час повреждения придутся на бампер автомобиля, пешеход же получит увечья нижних конечностей;
  • на скорости 60 км/час зона контакта переместится к лобовому стеклу;
  • 80 км/час и выше — передняя часть крыши.

Отечественные и иностранные автопроизводители проводят массу экспериментов для внесения данных в расчетные таблицы, которыми и пользуются автоэксперты.

В каких случаях нужна экспертиза?

К помощи экспертов прибегают, как правило, если не согласны с решением суда. Согласно законодательству, каждый имеет право обжаловать вердикт в течение 10-ти дней после его оглашения.

Если с момента аварии прошло время, то следов, естественно, не останется. Экспертам строит свои выводы придется на основе сехмы ДТП, составленной в ГИБДД, а также исходя из повреждений транспортных средств.

Обратите внимание, что даже самые продвинутые методики определения скорости не дадут 100-процентно точный результат, допускается погрешность 5-15 процентов.

Рекомендуем посмотреть это видео:

Источник: //AvtoPravilo.ru/opredelenie-skorosti-pri-dtp/

Проф-юрист