Профессионально-психологические типы судей: судья менторского типа

Российские судьи как профессиональная группа: социологическое исследование

Профессионально-психологические типы судей: судья менторского типа

 Издание представляет результаты социологического исследования, посвященного основным характеристикам судей как профессиональной группы.

В книге исследуются социально-демографические характеристики судебного корпуса, структура профессионального сообщества, ценности и нормы, специфика профессионального поведения, а также рабочая нагрузка и бюджеты времени судей.

Издание адресовано юридическому сообществу, специалистам в области государственного управления, экспертам, ученым-обществоведам.

ISBN 978-5-94380-127-3

Основные выводы

Данное социологическое исследование посвящено основным характеристикам судей как профессиональной группы: социально-демографическим особенностям, структуре профессионального сообщества, ценностям и нормам, специфике профессионального поведения, рабочей нагрузке и бюджетам времени.

Исследование проводилось в феврале-июне 2011 года. На подготовительном этапе было проведено восемнадцать фокусированных экспертных интервью с судьями из четырех регионов Российской Федерации.

Затем был проведен опрос в пяти регионах из пяти федеральных округов. Всего было заполнено 759 анкет.

В ноябре-декабре 2011 года было проведено шесть дополнительных интервью с судьями для интерпретации результатов опроса.

При 99% уровне доверительной вероятности ошибка выборки составляет 4,6%.

Среди судей преобладают женщины, в выборке оказалось 66% женщин и 33,3% мужчин. В судейском сообществе значительное место занимают судьи, пришедшие в профессию в постсоветское время, особенно после 2002 года (таких 57,4%). Средний возраст судей — сорок три года.

Российские судьи — профессиональная группа с низким уровнем географической мобильности. 76,9% судей работают в том же регионе, где выросли, причем из них 48% не переезжали за пределы своего региона и получили высшее образование в том городе, где родились. 14,6% остались там, где получали высшее образование. Лишь 8,2% работают не в том регионе, где выросли или учились.

Основным источником пополнения судейских кадров является аппарат судов (и судебный департамент) — до 29% судей имели такой опыт работы. Среди этих судей преобладают женщины, занимающие должность судьи в достаточно молодом возрасте (более половины из них вступили в должность до тридцати лет).

Вторым по значимости является опыт работы в прокуратуре (16,7%), а также в правоохранительных органах (16%). Оттуда приходят преимущественно мужчины более старшего возраста. Значительное количество судей ранее имело опыт работы в юридических службах государственных организаций.

Относительно мало судей с адвокатским опытом работы.

Ценностным ядром судейского корпуса является триада «законность — защита прав — справедливость», причем «законность» занимает центральное место, именно через призму этого понятия воспринимаются и «права», и «справедливость».

В судейском корпусе можно выделить две субкультуры, для которых характерно разное виденье профессиональных норм и разное представление об образе идеального судьи.

Первая субкультура в большей степени ориентирована на аппаратные нормы (дисциплину, внимательность, аккуратность) и на строгое следование букве закона. В ней преобладают женщины достаточно молодого возраста, которые имеют опыт работы в аппарате судов.

Представители этой субкультуры больше загружены, более зависимы от мнения коллег и позиции председателя суда или вышестоящих судов. Во второй субкультуре больше ценится независимость, бескорыстность и справедливость как нормы профессии.

При принятии решений представители этой субкультуры в большей степени полагаются на собственное усмотрение. В ней больше мужчин более старшего возраста, имевших опыт работы в прокуратуре и правоохранительных органах.

Председатели судов существенно отличаются от судейского корпуса в целом как по социально-демографическим характеристикам, так и по нормам (профессиональной культуре).

Среди них больше мужчин (48,6% против 33,3% в остальном судейском корпусе), значительно выше доля судей, вступивших в должность в советское время (43% по сравнению с 4,6% в остальном судейском корпусе), более высокая доля тех, у кого был предшествующий опыт работы в прокуратуре (27,3% против 16,4% в остальном судейском корпусе). Для их профессиональной культуры характерен более явный акцент на открытость и справедливость, а не на ответственность и внимательность.

Средний уровень нагрузки у судей, попавших в выборку, составляет тридцать дел в неделю. При этом половина судей рассматривает меньше двадцати трех дел и материалов в неделю.

Наиболее распространена ситуация, в которой судья рассматривает от десяти до двадцати дел в неделю (25,9%), а также ситуации с нагрузкой менее десяти дел в неделю (22,1%) и двадцати одного-тридцати дел в неделю (20,7%).

Хотя четверть судей рассматривает в неделю от десяти до двадцати дел, у достаточно большого количества судей (12,4%) стандартная еженедельная нагрузка превышает пятьдесят дел и материалов в неделю, что означает, что судья должен выносить решения по десяти делам или материалам в рабочий день. Это значит, что — при восьмичасовом рабочем дне — судья тратит сорок восемь минут на одно дело.

В целом судьи как профессиональная группа обладают большой степенью единства и, несмотря на присутствие субкультур с характерными половозрастными и карьерными особенностями, эта группа стабильно себя воспроизводит в последние два десятилетия.

Главным источником изменений в судейском корпусе в настоящее время являются сравнительно молодые сотрудницы аппарата судов, которые привносят в профессию нормы бюрократического свойства, связанные с исполнительностью, дисциплиной и следованием букве закона, нежели с независимостью и справедливостью. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………………….. 6

Методология исследования ……………………………………………………………………………….. 7

Эмпирическая база исследования ………………………………………………………………………10

Социально-демографические характеристики судей …………………………………………11

Пол …………………………………………………………………………………………………………………11

Возраст …………………………………………………………………………………………………………….11

Профессиональные когорты ………………………………………………………………………………11

Географическая мобильность …………………………………………………………………………….12

Социальный статус и вертикальная мобильность ………………………………………………..13

Образование …………………………………………………………………………………………………….14

Набор в судьи и профессиональная социализация ……………………………………………15

Возраст назначения на должность ………………………………………………………………………15

Набор в судьи ……………………………………………………………………………………………………15

Профессиональная социализация ………………………………………………………………………20

Нормы и ценности ………………………………………………………………………………………………24

Ценности ………………………………………………………………………………………………………….26

Чем определяются ценности? …………………………………………………………………………….28

Нормы ………………………………………………………………………………………………………………30

Чем определяются нормы? ………………………………………………………………………………..31

Особенности председателей судов …………………………………………………………………….35

Особенности взаимодействия судей с другими профессиональными группами и роль сообщества ……………………………………………………………………………..37

Принятие решений и оценка работы …………………………………………………………………..40

Принятие судебных решений ……………………………………………………………………………..40

Оценка работы судей …………………………………………………………………………………………42

Рабочая нагрузка ………………………………………………………………………………………………..45

Уровень нагрузки и ее оценка судьями………………………………………………………………..45

Различия в нагрузке между разными группами …………………………………………………….49

Как отличаются установки судей в зависимости от нагрузки и отношения к ней ……..52

Бюджеты времени: как судьи расходуют рабочее время …………………………………..54 6

ВВЕДЕНИЕ

Это социологическое исследование посвящено российским судьям как профессиональной группе. Оно сочетает в себе традиции эмпирической социологии права и социологии профессий.

Профессия судьи является одним из наиболее четких и ярких примеров профессии как таковой, наряду с такими профессиями, как врач или ученый.

Профессии — это явление, вызванное к жизни разделением труда и специализацией, ростом сложности человеческой деятельности и, соответственно, необходимостью особой подготовки, овладения знаниями, которые даются в специальных учебных заведениях, прежде всего в университетах.

Но с социологической точки зрения профессию образует не техническое знание, а этический или нормативный аспект. Это идея служения или служение идее — то есть наличие некоторого предназначения, более высокого, чем зарабатывание средств к существованию. Само слово profession раньше обозначало постриг в монахи, принятие обета.

В отличие от просто работы, движимой материальным интересом, профессия как таковая подразумевает ценностную мотивацию и нормы, регулирующие выполнение долга. Так, врач должен лечить вне зависимости от статуса или расы больного. Мотивация врача подразумевает сильный компонент альтруизма или, как обозначают это социологи, «универсализма», в противовес эгоистической заинтересованности.

Таким образом, профессия (в отличие от работы или занятости) предполагает не только специализированные знания и подготовку, удостоверенную специальными сертификатами, но и ценностную ориентацию на служение определенной общественной цели. Поэтому «настоящая» профессия регулируется социальными нормами.

Например, непредвзятость (или эмоциональная нейтральность), альтруизм (бескорыстность) являются нормами, определяющими успех деятельности врача, судьи, ученого.

Другим важнейшим аспектом профессии является автономия профессиональной группы (или профессионального сообщества). Чем старше профессия, тем более развиты в ней механизмы поддержания стандартов совершенства, приема в профессиональное сообщество, очищения рядов, разрешения конфликтов, обмена опытом, самоуправления.

С социологической точки зрения важно также то, что профессия — это сообщество, которое может обеспечить высокий уровень контроля поведения входящих в него людей, причем этот контроль работает не по принципу кнута и пряника, а через встроенные моральные регуляторы, такие, как профессиональные нормы, идентичность, принадлежность к корпорации.

Наконец, профессионалы обладают властью, которая происходит из их уникальной и неоспоримой компетентности, признаваемой остальными. Пациент подчиняется командам и предписаниям врача именно в силу компетенции последнего, и врачу не требуется каких-либо внешних механизмов обеспечения его власти.

Суждения, высказываемые остепененными учеными, принадлежащими к научным обществам и учреждениям, имеют более высокий статус, чем суждения любителей и дилетантов, поскольку на них стоит печать профессионала.

Власть судей формально подкреплена исполнительным аппаратом, но их решения легитимны в силу специализированного знания законов и выполнения процессуальных норм.

Таким образом, это исследование основано на предположении, что судьи являются отдельной профессией и профессиональной группой.

Хотя их можно отнести к более широкому юридическому полю, в которое входят множество других специальностей (юрисконсультанты, адвокаты, вузовская профессура, нотариусы и другие обладатели юридических дипломов), судьи, безусловно, составляют отдельную профессиональную группу, которой присущи особенности, отличающие ее от других специальностей юридического поля.

Российские судьи стали профессиональной группой относительно недавно. В Советском Союзе были судьи, но не было профессии судьи. Идея была прямо противоположной: судья должен быть народным.

Это была должность, занятие, работа, но не профессия, поскольку не выполнялось одно из исходных условий: специальное образование и соответствующий диплом. До конца пятидесятых годов больше половины судей в СССР не имели высшего образования, не говоря уже о профессиональном юридическом образовании.

Наряду с отсутствием обязательного специализированного образования, членство в КПСС (контроль, альтернативный внутрипрофессиональному) и формальная выборность (фактически — назначение вышестоящими партийными органами) судей в СССР не позволяли им стать отдельной профессиональной группой.

Этого и не требовалось, поскольку суды относились к правоохранительным органам, а существования отдельной судебной власти, основанной на независимых судах, советская юстиция не предполагала.

Однако профессионализация судей все же началась еще в советское время: к 1982 году доля судей с высшим образованием выросла до 98,3%, причем в эти годы судьи стали получать и высшее юридическое образование параллельно с основной работой.

Источник: //www.iuaj.net/node/1086

Психологические особенности деятельности судьи

Профессионально-психологические типы судей: судья менторского типа

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний (политических, материально-экономических, личностных).

Только в этом случае можно говорить о справедливости и объективности решений, принимаемых судьей или судебной коллегией в ходе судебного расследования.

При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит главная роль, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.

Функции судьи

Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов. Все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации.

В результате у судьи формируется собственная концептуальная модель изучаемого явления, связанная с пониманием позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе и сущностью криминогенной ситуации. Следует отметить, что следственное заключение может оказывать сильное внушающее воздействие на оценку данной ситуации судьей.

Поэтому так важно, чтобы судья обладал такими личностными качествами, как принципиальность, независимость и самостоятельность.

Вынесение решения либо о возврате дела на доследование, либо о предании подозреваемого суду.

Формирование вероятностной первоначальной модели изучаемого события, включающей гипотезу о степени виновности подозреваемого лица и проект будущего приговора. Однако такая модель лишь исходный стимул для организации судебного разбирательства, в ходе которого должна быть сформирована достоверная модель на основе тщательной проверки всех аспектов вероятностной модели.

Тщательный анализ всей доказательственной информации, поступающей в форме показаний от обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов.

При этом судья должен в многообразии противоречивых показаний выделять и оценивать главное — суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа и личностных притязаний участников судебного процесса.

Судья должен определить подлинные интересы и стремления людей, их нравственные принципы, знать закономерности их индивидуального и группового поведения.

Осуществление дисциплинарно-регулирующей функции в управлении процессом судебного следствия — сдерживание эмоций и конфликтных, агрессивных проявлений сторон.

Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания. Оптимальный стиль поведения судьи — демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, нарушать их равноправность.

Составление и оглашение приговора суда на заключительной стадии судебного процесса. Судья имеет право решающего голоса, и выступает последним. Здесь окончательно оцениваются и обобщаются результаты проверки в суде всех представленных доказательств и должно быть обеспечено принятие обоснованного, законного приговора суда.

Зачитывая приговор суда, судья еще раз подчеркивает свою лидирующую функцию представителя государства и закона. Следует отметить, что на всех этапах судебного разбирательства и, особенно, на завершающем, судья должен наглядно и публично демонстрировать основные социальные функции суда — правоохранительную и воспитательную.

Суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения:

  • способствует формированию правосознания граждан;
  • создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения;
  • высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;
  • судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство.

Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказания помощи правосудию.

Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Психограмма судьи

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способность в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально психологические аспекты своей деятельности, можно выделить такие свойства, как способность к передаче и приему вербальной информации. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий вовне, на других людей, общительность, адекватное использование мимики и пантомимики. Как подчеркивает И.И. Аминов:

«…одним из важнейших показателей психологической компетентности судьи является умение слушать других участников судебного разбирательства, Проявление судьей этого коммуникативного качества — одно из важнейших социально-психологических условий объективного, беспристрастного, правильного и справедливого разрешения рассматриваемого уголовного дела».

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

Источник: //psyera.ru/psihologicheskie-osobennosti-deyatelnosti-sudi-2166.htm

Проф-юрист