Правовые позиции Конституционного Суда РФ как помощь в толковании новых налоговых правил

Вопрос 17. Решения конституционного суда рф как источник налогового права

Правовые позиции Конституционного Суда РФ как помощь в толковании новых налоговых правил

i. Конституционный Суд РФ занимаетсятолкованием Конституции Рос­сии, тоесть уясняет и разъясняет смыслинтерпретируемых норм .

Ре­зультатомтакого толкования является правоваяпозиция Конституци­онногоСуда РФ – это прецедент толкованияконституционной нормы, выраженныйв мотивированной части постановленияКС РФ, то есть име­етписьменную форму и обладает нормативнымзначением.

Нормативноетолкование Конституционного Суда РФрассчитано на неоднократноеприменение, осуществляется в отношенииширокого кругаобщественных отношений, к тому жеявляется официальными обязательным.

Правоваяпозиция Конституционного Суда РФраспространяется не только научастников конкретного конституционногоспора, при рассмотре­ниикоторого она была сформулирована, но ина иных субъектов права. Какуказывает Н.В.

Витрук, на основе решенийКонституционного Суда РФзаконодательные органы, не дожидаясьотмены положений закона, противоречащихправовой позиции Конституционного СудаРФ, долж­ны самостоятельно внестисоответствующие коррективы в действую­щиезаконы2.

Всоответствии со ст. 6 Федеральногоконституционного закона “ОКон­ституционномСуде Российской Федерации” от 2 i.07.94 решения Кон­ституционногоСуда РФ обязательнынетолько для участников консти­туционногоспора, но и для иных субъектов права.

Поэтомуважнейшим здесь становится тообстоятельство;что факти­ческиКонституционный Суд РФ в определенныхпределах выполняет правотворческуюфункцию, Осуществляяконкретизацию норм Консти­туцииРФ.

Конституционный Суд РФ создает новыенормы, в особен­ностипроцедурного характера, восполняетпробелы Конституции РФ3.Правовыепозиции Конституционного Суда РФ вотношении проблем налогообложения,как правило, выражены в особой форме.

Конститу­ционныйСуд РФ в ходе рассмотрения дел о проверкеконституционно­стинормативных актов о налогах и сборахтолкует конституционные

ми частивторой НК РФ) и признания полностьюутратившим с» ЗаконаРоссийской Федерации “Об основахналоговой системы в РоссийскойФедерации”.

Такие,не введенные на момент принятия актастатьи или пункты конаименуют “спящиминормами”.

Такимобразом, срокивступления в силу актов налоговогозаконодательстваРФмогут быть следующими:

  • 10 дней после опубликования;
  • немедленно;
  • специально названный в этом или в ином акте срок.

Таким”иным актом” к частям Кодексаявляется Вводныйзакон, актамспециального налогового законодательстваРФ – НКРФ.

3.НалоговымКодексом РФ предусматривается, что актызаконодательстваРФ о налогах и сборах, изменяющиеусловия взимания установлен налогов,вступаютв силу не ранее чем по истечении одногомесяца дняих официального опубликования и неранее 1-го числа очередного налоговогопериода по соответствующему налогу.

Федеральные законы,устанавливающие новыеналоги и сборы, а такактызаконодательства субъектов Федерациии органов местного самоуправления,вводящие налоги и сборы, могут вступатьв силу не ранееянварягода,следующего за годом их принятия, и неранее, месяцасодня их официального опубликования.

Нормативныеакты, регламентирующие измененияпорядка правового, регулированиясборов(разовых платежей, применительно ккоторым 'лотовыйпериод не устанавливается), могутвступать в силу не paнеечемпо истечении одногомесяца содня опубликования соответствующе актазаконодательства.

Однакосуществуют определенные особенностипределов действия времении порядка вступления в силу актовналогового законодатель, которым вустановленном порядке придана обратнаясила. Тогда правилавступления в силу применимы к ним, еслииное не оговоренное в самом такомзаконодательном акте.

4.Введенныйв действие акт налогового законодательстваРФ обладаетюридическойсилой вплоть до его отмены.

Различаюттриварианта пределов действия такого актаво времени:

  • перспективное действие (действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после даты вступления такого акта в силу);
  • немедленное действие (действие акта распространяется на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления такого акта в силу);
  • действие с обратной силой ( действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до вступления в силу, но с более ранней даты, например, акт, который

устраняет, смягчаетответственность за совершение налоговогоправо­нарушения).

По общему правилу, согласност. 54 Конституции РФ “Закон,устанавли­вающийили отягчающий ответственность, обратнойСилы не имеет. Ник­тоне может нести ответственность задеяния, которые в момент его совершенияне признавалось правонарушением. Еслипосле совершения пра­вонарушенияответственность за него установленаили смягчена, применя­ется новыйзакон”.

В ст. 57 Конституции РФпредусмотрено, что обратнойсилы не имеют законы,устанавливающие новые налоги илиухудшающие положение налогоплательщиков.

Всоответствии с конституционным принципомв п. 2 ст. 5 НК РФ уста­новлено,что обратной силы неимеют следующиеакты законодатель­стваРФ о налогах и сборах;

  • устанавливающие новые налоги и сборы;
  • повышающие налоговые ставки;
  • устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые пра­вонарушения;
  • устанавливающие новые обязанности;
  • иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или, пла­тельщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Конституционныйзапрет на придание законам о новыхналогах обрат­нойсилы распространяется только на случаиухудшения положения нало­гоплательщикови плательщиков сборов. ОдновременноКонституция РФ допускаетпридание обратной силы актам налоговогозаконодательства РФ,если они улучшают положениеналогоплательщиков.

НалоговыйКодекс РФ устанавливает дварежима обратнойсилы для актов,улучшающих положение налогоплательщиков(пункты 3, 4 ст. 5 НКРФ).

Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ всегда имеютобратную силу законы:

  • устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законо­дательства РФ о налогах и сборах;
  • устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав на­логоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их пред­ставителей.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФзаконы имеют обратную силу в случаях,когдаэто прямо предусмотрено в следующихактах:

  • отменяющих налоги и сборы;
  • снижающих размеры ставок налогов и сборов;
  • устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение.

Источник: //StudFiles.net/preview/636794/page:11/

2.5. Решения Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения

Правовые позиции Конституционного Суда РФ как помощь в толковании новых налоговых правил

Большое влияние на процесс реформирования налогового законодательства оказывает деятельность судебных органов, особенно Конституционного Суда РФ. Его решения раскрывают основные начала законодательства о налогах и сборах, определяют последовательность проведения налоговой реформы.

Развитие нормы Конституции РФ получили в постановлениях КС РФ, а затем в НК РФ. Конституционному Суду РФ принадлежит важная роль в механизме взаимодействия конституционного и налогового права.

Основанные на Конституции РФ правовые позиции КС РФ послужили основой для формирования действующего НК РФ. В частности, КС РФ впервые были сформулированы и затем зафиксированы НК РФ понятие налога (ст. 8), состав законодательства о налогах и сборах (ст.

1), состав нормативных правовых актов органов исполнительной власти о налогах и сборах (ст. 4), основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3), механизм и момент исполнения обязанности по уплате налога (ст.

45), общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (гл. 15), виды налоговых правонарушений (гл. 16) и т.д. .

——————————–

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 112.

В соответствии со ст. ст. 3, 86, 97, 99, 102 и 104 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.

N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” КС РФ устанавливает соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, только положениям Конституции РФ, а не другим законам и иным нормативным актам.

Разрешение коллизии норм относится к полномочиям судов общей юрисдикции и арбитражных судов (Определение КС РФ от 15 декабря 2000 г.).

КС РФ занимается толкованием Конституции России, т.е. уясняет и разъясняет смысл интерпретируемых норм. Результатом такого толкования является правовая позиция КС РФ – это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части постановления КС РФ, т.е. имеющий письменную форму и обладающий нормативным значением.

Нормативное толкование КС РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, к тому же является официальным и обязательным. Правовая позиция КС РФ распространяется не только на участников конкретного конституционного спора, при рассмотрении которого она была сформулирована, но и на иные субъекты права.

Рассмотрим некоторые решения КС РФ по вопросам налогообложения, а также последующую реализацию его выводов в законодательстве (порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, понятиях “налог” и “сбор”, определении элементов налогообложения и т.д.).

Пример. Согласно Определению КС РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый из ст. ст. 8 и 34 Конституции РФ, требует от соответствующих органов определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы .

——————————–

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”.

Правовая природа актов высших судебных инстанций не определена законодателем, не сложилось однозначного к ней отношения и в теории права. Уже неоднократно выдвигались предложения приравнять судебные акты к источникам права. И в первую очередь это относится к решениям КС РФ.

Достаточно часто, особенно по вопросам, связанным с налогообложением, КС РФ, рассматривая дела о толковании норм Конституции или о конституционности нормативных актов, устанавливает правила, которые сами по себе не являются разъяснениями норм Конституции. А выводы, закрепленные в решениях КС РФ, оказывают существенное влияние не только на правоприменительную, но и на нормотворческую деятельность.

Пример. Разъяснение КС РФ о том, что считать моментом исполнения обязанности по уплате налога, было воспроизведено законодателем в ст. 45 НК РФ. Правило, изложенное в Постановлении КС РФ от 17 декабря 1996 г.

N 20-П, о том, что при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика, нашло отражение в ст. ст.

106, 108 НК РФ.

По общему правилу, закрепленному в ст. 5 НК РФ, законодательные акты о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Принцип законного установления налога не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего налог, процедуре его принятия и введения в действие . акта должно соответствовать конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ).

——————————–

Постановление КС РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П.

Пунктами 1 и 3 ст. 3 НК РФ установлен запрет на произвольный характер налогов, т.е. установление налога без учета экономических оснований и фактической способности налогоплательщика к его уплате.

На основании ст. 38 НК РФ доход может являться объектом налогообложения. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Материальная выгода должна определяться в соответствии с главами части второй НК РФ (ст. 41), в частности гл. 23 “Налог на доходы физических лиц”. Однако данная глава прямо не содержит порядка определения выгоды, полученной в результате выигрыша.

КС РФ сделал вывод о допустимости обложения налогом дохода, получаемого в каждом случае выигрыша, а не прибыли – суммы, составляющей разницу, на которую доход превышает затраты. Денежное выражение результата участия в игре может быть для участника игры как положительным, так и отрицательным .

——————————–

Определение КС РФ от 5 июля 2001 г. N 162-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Хорошевского районного суда города Москвы о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 224 и пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации”.

Правовые позиции КС РФ в отношении проблем налогообложения, как правило, выражены в особой форме.

КС РФ в ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах толкует конституционные нормы и формулирует основные принципы налогообложения и сборов.

В случае если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, КС РФ объявляет эти акты не соответствующими Конституции РФ. Решения КС РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права.

Пример. Определения Конституционного Суда Российской Федерации. Налог на имущество физических лиц.

По мнению заявителя, ст. ст. 1 и 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” предполагают уплату индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) налога на имущество в порядке, предусмотренном для физических лиц, а не для организаций, чем ставят организации в преимущественное положение по сравнению с ИП.

Как указал КС РФ, отказывая заявителю в принятии его жалобы к рассмотрению, в Определении КС РФ от 14 декабря 2004 г.

N 451-О указано, что индивидуальная предпринимательская деятельность по своей правовой природе отличается от экономической деятельности организаций тем, что не предполагает обособление и консолидацию капитала, а напротив, заключается в использовании собственного имущества физического лица в предпринимательских целях. Различия в экономической основе осуществления в предпринимательской деятельности ИП и организаций проявляются также в неодинаковом порядке ведения ими учета доходов, расходов, хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности. На возможность установления при определенных условиях неодинакового регулирования в отношении организаций и ИП КС РФ указывал, ссылаясь на Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П, от 30 января 2001 г. N 2-П, от 1 декабря 2009 г. N 1552-О-О, от 16 июля 2009 г. N 1023-О-О. Таким образом, само по себе закрепление для ИП и организаций разного порядка уплаты налога на имущество не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод налогоплательщика (Определение КС РФ от 25 февраля 2010 г. N 310-О-О) .

——————————–

Определение КС РФ от 25 февраля 2010 г. N 310-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хабиева Ермека Бисембаевича на нарушение его конституционных прав статьями 1 и 5 Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц” // СПС “КонсультантПлюс” (www.consultant. ru).

Глава 2. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

2.1. Понятие и виды налогово-правовых норм

2.2. Понятие и виды налоговых правоотношений

2.3. Виды источников налогового права

2.4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами

2.5. Решения Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения

2.6. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

К содержанию

Page 3

«ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Специалистами в области права высказываются мнения о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей, в связи с чем автором в работе поставлена цель исследования понятия «интересы ребенка» как правовой категории.

Page 4

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА В МОСКВЕ

Предметом статьи является изучение особенностей молодежного рынка труда в городе Москве.

Базируясь на данных проведённого автором социологического опроса, нам удалось установить такие особенности региона, как: низкий уровень молодёжной безработицы, ориентация работодателей на такие целевые признаки персонала, как коммуникабельность, обучаемость, наличие профессиональных знаний и др.

Page 5

ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

Туризм – одно из наиболее активных явлений современного общества. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень формирования всемирного сообщества в целом, а во многих государствах является базовой отраслью экономики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСТ 24452-80)

Модуль упругости определяют путем постепенного (ступенями) нагружения образцов-призм или образцов-цилиндров стандартных размеров осевой сжимающей или изгибающей нагрузкой, составляющей до 30% разрушающей, измеряя в процессе нагружения образцов величину их деформации. Модуль упругости следует определять на образцах-призмах квадратного сечения или цилиндрах круглого сечения с отношением высоты к ширине (диаметру), равным 4.

Page 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НУТА В КОРМЛЕНИИ РЕМОНТНЫХ БЫЧКОВ

В настоящее время актуальной является проблема поиска альтернативных источников протеина, недостаток которого становится всё весомее.

В связи с этим были проведены исследования по эффективности использования зерна нута сорта «Приво-1» волгоградской селекции в рационах ремонтных бычков казахской белоголовой породы в сравнении с зерном гороха в условиях СПК-племзавод «Красный Октябрь» Палласовского района Волгоградской области.

Page 7

У каждого дома есть коробки и банки с пуговицами, которые собирали заботливые мамы и бабушки во времена тотального дефицита. Сейчас пуговицы совсем другие, и старые стали совершенно не нужны. Но не спешите их выбрасывать, если у вас есть немного свободного времени. Позвольте раскрыться своим творческим способностям.

Page 8

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОГО ПЛАЗМОЛИЗА РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ

В настоящее время вопросам внедрения интенсивных, энергосберегающих технологий, минимально негативно влияющих на экологическую и пищевую безопасность, уделяется особое внимание, особенно при производстве продуктов питания. К таким технологическим операциям относится и электроимпульсный плазмолиз объектов растительного происхождения (плоды, овощи, бахчевые культуры и т.п.).

C помощью атомно-абсорбционной спектрофотометрии и пламенной фотометрии в органах и тканях (кровь, амниотическая жидкость, волосы, кость) у 242 взрослых мужчин и женщин, а также у 122 новорожденных детей определены и проанализированы уровни эссенциальных и токсичных макро- и микроэлементов (Na, K, S, Cl, Ca, Mg, Co, Cr, Cu, Zn, Fe, Pb, Cd, Mn, Al, Ni, Sr, B, Ba, Bi, Li).

Page 9

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ 1917 ГОД В ПЛАКАТНЫХ ОБРАЗАХ

В 1917 г. важным источником формирования массового сознания становится политический плакат. В статье рассматриваются социальные условия и причины возникновения плакатной агитации, анализируются художественные и содержательные особенности ранних революционных плакатов.

СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ В ПОЛИТИКЕ

В статье показана связь между социальной мифологией и идеологией. Современная социальная мифология и политическая идеология представлены как похожие по механизму проникновения в общественное сознание феномены, способные быть существенными факторами социально-политического развития.

Источник: //vuzirossii.ru/publ/35-1-0-786

Проф-юрист