Обязательно ли решение налогового органа для возбуждения дела о налоговом преступлении?

Уголовные дела по налогам

Обязательно ли решение налогового органа для возбуждения дела о налоговом преступлении?

Не так давно произошли изменения в законодательстве, повлекшие за собой возвращение ранее применимого порядка возбуждения уголовного дела по налоговым правонарушениям. К налоговым преступлениям можно отнести следующие правонарушения:

  • не уплата налогов и сборов физическим лицом;
  • уклонение от уплаты сборов и налогов юридическим лицом;
  • уклонение от обязанностей налогового агента;
  • сокрытие юридическим лицом имущества либо денежных средств, которые подлежат налогообложению.
  • Все случаи, связанные с налоговыми правонарушениями, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Кто может завести дело по налоговому преступлению

Ранее уголовное дело по неуплате налогов возбуждалось только на основании данных, полученных от налоговиков.

Налоговая служба направляла материалы следователю в случае непогашения недоимки в течении 2 месяцев после истечения срока исполнения требования.

Также основанием для направления дела следователю может стать ситуация, когда размер недоимки подпадает под статью Уголовного кодекса. Налоговым преступлением считается неуплата налогов в крупном или особо крупном размере.

Сейчас же система возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям изменилась. Основанием для начала досудебного процесса может стать:

  • явка с повинной;
  • заявление о правонарушении от любого лица, например, сотрудника компании, конкурента, партнера;
  • анонимное сообщение о правонарушении;
  • соответствующее постановление прокурора, направленное в Следственный комитет.

Основанием для начала расследования могут стать также документы, направленные из налоговой службы или оперативно-розыскной службы.

Следствием по налоговым преступлениям занимаются следователи следственного комитета, но все оперативно-розыскные работы находятся в компетенции полицейских.

Соответствующие органы обязаны реагировать на любые заявления о правонарушении, даже если у организации или ИП нет проблем с уплатой налогов, следователи обязаны провести тщательную проверку.

Какая сумма является основанием для возбуждения уголовного дела по налогам

Сумма неуплаченного налога для возбуждения уголовного дела должна превышать 2 миллиона рублей для юридического лица или 600 тысяч рублей для физического лица или ИП. За учет берется неуплата в течении 3 финансовых лет подряд, при этом размер неуплаченных налогов должен превышать 10% от общей суммы, подлежащей уплате, или 6 миллионов рублей.

Даже если налогоплательщик своевременно погасил все задолженности, но на него поступило заявление, уголовное дело будет возбуждено до выяснения всех обстоятельств.

Как происходит расчет недоимки

На сегодняшний день расчет размера недоимки может происходить без участия налоговой службы. То есть, расчеты осуществляются следственным комитетом на основе данных, полученных из заявления или в результате оперативно-розыскных работ.

Уголовные дела по налогам возбуждаются только после проверки всех имеющихся данных и точного расчета суммы недоимки.

Если расчет недоимки рассчитывается без предварительной проверки, в результате это может привести к закрытию дела из-за отсутствия состава преступления.

Решение об открытии уголовного дела следователь должен принять в течении 30 дней с момента получения заявления о правонарушении. За этот период должностное лицо имеет право производить ряд мероприятий, направленных на определение степени вины обвиняемого:

  • получать объяснения;
  • назначить экспертизы;
  • изымать необходимую документацию;
  • требовать проведение документальных проверок и ревизий, с привлечением специалистов;
  • поручать соответствующим органам проводить оперативно-розыскные работы.

Полученные в результате расследования данные и являются основанием для расчета размера недоимки. При этом лицо, обвиняемое в неуплате налогов, не всегда уведомляется о проведении расследования.

Возможно ли возместить ущерб до суда

Если человек впервые привлекается за неуплату налогов, тогда у него есть возможность избежать уголовной ответственности. Сделать это можно, оплатив в полном объеме размер недоимки, пени и штрафа до того, как было назначено первое судебное заседание. Определяется размер ущерба в соответствии с налоговым комитетом, при этом учитываются пени и штрафы.

Но желая возместить ущерб в досудебном порядке и избежать открытия уголовного дела по неуплате налогов, человек может столкнуться со следующими трудностями:

  • затягивание процесса определения точной суммы ущерба, из-за чего человек просто не успеет оплатить его до начала судебных заседаний;
  • если не была проведена проверка налоговиками, они не смогут предоставить точный расчет штрафов и пени, что также делает погашение полной суммы ущерба до начала суда невозможным.

Можно ли оспорить сумму ущерба

Если юридическое лицо или ИП не согласны с предъявленной им суммой ущерба, и считают проведенную проверку необъективной, они имеют право оспорить начисленные пени и штрафы в вышестоящих инстанциях. Оспаривание в некоторых случаях позволяет уменьшить размер дополнительных начислений и штрафов, если были доказаны ошибки в проведенной проверке.

Важно! Если сумма недоимки предъявляется следователем, без предварительной проверки налоговой инспекцией, тогда обвиняемый лишается возможности оспорить предъявленную сумму до суда.

Если обвиняемый лишился возможности до суда оспорить сумму ущерба, тогда он может сделать это в процессе судебных заседаний в рамках уголовного дела. Но в этом случае даже при наличии смягчающих обстоятельств сумма ущерба не будет уменьшена, измениться может только мера пресечения, применяемая к конкретному случаю.

Подводя итоги, можно сказать, что под проверку налоговой инспекцией или следственным комитетом может попасть любая организация или ИП, так как заявление принимаются от любых граждан. Но для заведения уголовного дела по неуплате налогов должна быть внушительная сумма недоимок. Если сумма неуплаты небольшая, тогда обвиняемому могут присудить уплату налогового штрафа.

налоги недоимка Уголовное дело

Источник: //lawyer-expert.ru/ekonomicheskie-prestupleniya/ugolovnye-dela-po-nalogam/

Практика рассмотрения уголовных дел за неуплату налогов (сборов)

Обязательно ли решение налогового органа для возбуждения дела о налоговом преступлении?

Как свидетельствуют статистические данные, количество уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, заметно растет. Какое наказание грозит должностным лицам компании и ИП за неуплату налогов (сборов)?

На практике к уголовной ответственности привлекают, как правило, руководителя организации. Уголовная ответственность за налоговые преступления может наступать только в случае достижения российским гражданином шестнадцатилетнего возраста (ст.24 УК РФ). Отметим, что лицом, привлекаемым к уголовной ответственности, может быть только физическое лицо.

СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Виды уголовной ответственности

Виды уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений прописаны в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономике» и на сегодняшний день включают в себя III группы:

  • I  группа. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов;
  • II  группа. Неисполнение обязанностей налогового агента;
  • III группа. Сокрытие денег либо имущества организации (ИП), за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов.

Систематизируем виды налоговых преступлений и наказаний за них в таблице:

Вид налогового преступления Ответственность
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст.198 УК РФ) -штраф – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;-принудительные работы на срок до 1 года;-арест на срок до 6 месяцев;-лишение свободы на срок до 1 года.Если данное деяние совершенно в особо крупном размере*, то:-штраф – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;-принудительные работы на срок до 3 лет;-лишение свободы на срок до 3 лет.*Примечание.Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая в пределах 3 финансовых лет подряд более 900 тыс. рублей при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % от общей суммы уплаченных налогов (сборов) либо превышающая 2 700 тыс. рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая в пределах 3 финансовых лет подряд более 4 500 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 13 500 тыс. рублей.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199 УК РФ) -штраф – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;-принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-арест на срок до шести месяцев;-лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.Если данное деяние совершенно группой лиц:-по предварительному сговору-в особо крупном размере*, то:-штраф – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;-принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.*Примечание.Крупным размером признается сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 25 % от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 15 млн рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 50 % от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 45 млн рублей.
Неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК РФ) -штраф – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;-принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-арест на срок до 6 месяцев;-лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.Если данное деяние совершенно в особо крупном размере*, то:-штраф – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет;-принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.*Примечание.Критерии особо крупного размера те же, что и в ст.199 УК РФ.
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст.199.2 УК РФ) -штраф – от 200 тыс. до 300 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;-принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Таким образом, уголовное наказание предусматривает штрафы, исправительные работы и лишение свободы.

ЛИКВИДАЦИЯ КОМПАНИИ: РИСКИ ПРИЗНАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ФИКТИВНОЙ

Поводами для возбуждения уголовных дел являются (п.1 ст. 140 УПК РФ):

  • заявление о преступлении, сделанное как в устной, так и в письменной формах (ст.141 УПК РФ);
  • явка с повинной лица о совершенном им преступлении (ст.142 УПК РФ);
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (п.2 ст.140 УПК РФ).

Алгоритм действий следователя отражен в ст.144 УПК РФ.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа осуществляет прием и проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. По мотивированному ходатайству следователя либо дознавателя руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить срок для проведения проверки сообщения до 10 суток.

Следователь, получив от органа дознания сообщение о налоговом преступлении, не позднее 3 суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган (соответствующее региональное управление ФНС РФ) копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

Налоговый орган рассматривает направленные следователем материалы и по результатам рассмотрения направляет в следственный комитет заявление либо информацию. Получив заключение от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение. Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении.

ПРАЙС-ЛИСТ НА БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Важно!

Уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

То есть следователь вправе самостоятельно возбудить уголовное дело по налоговым преступлениям, без какой-либо информации от налогового органа.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа либо принимает решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности (ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

Важно!

С 18 марта 2017 г. действует новая редакция п.8 ст.299 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 г. №33-ФЗ).

При вынесении приговора судья должен рассмотреть вопрос, имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания, освобождения от наказания или применения отсрочки отбывания наказания.

Осужденное лицо вправе освободить из-под стражи в зале суда, если в его отношении был вынесен обвинительный приговор с назначением наказания, но с применением отсрочки его отбывания (п.5 ст.311  УПК РФ). 

ЕСЛИ ДИРЕКТОР ПРОВОРОВАЛСЯ, КАК МОЖНО ПРИВЛЕЧЬ ЕГО К ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ КОМПАНИИ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ – ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Анализ судебной практики

Анализ судебной практики по уголовным налоговым делам свидетельствует о том, что чаще всего, фигурантами уголовного дела становятся руководители компаний.

Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции – до шести лет лишения свободы (ст.35 УК РФ).

Так, уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в особо крупном размере стоило бухгалтеру компании наказания в виде лишения свободы на срок 2 года. Как отметили судьи, оба руководителя и бухгалтер совершили преступление по предварительному сговору, действуя в составе группы лиц.

Правда, в соответствии со ст. 73 УК РФ, назначенное бухгалтеру наказание суд может назначить условным, установив ей испытательный срок на 3 года (Приговор Череповецкого городского суда (Вологодская область) от 06.06.2016 г. №1-111/2016). 

Несмотря на то, что неуплата налогов квалифицируется по ч.1 ст.199 УК РФ (например, в одном из дел в сумме 8 млн рублей, что составляет 58,86% подлежащих уплате сумм налогов организации, то есть превышает 25%) в крупном размере, судом учитывается характер и степень общественной опасности преступления, а также обстоятельства, смягчающие наказание.

В связи с этим суд может не назначить реального уголовного наказания, а ограничиться лишь штрафом (Приговор Сорочинского районного суда (Оренбургская область) от 09.11.2016 г. №1-161/2016).

В качестве смягчающих обстоятельств, суд может признать:

  • наличие двух малолетних детей (ч.1 ст.61 УК РФ);
  • частичное признание вины, раскаяние в содеянном (ч.2 ст.61 УК РФ).

При назначении наказания суд учитывает и данные о личности подсудимого, а именно, что он трудоустроен, проживает с семьей (где двое малолетних детей), на учете у психиатра не состоит, исключительно положительно характеризуется на работе (Приговор Торжокского городского суда (Тверская область) от 23.06.2016 г. №1-104/2016).

Совершая противоправные действия, связанные с уклонением от уплаты налогов, следует иметь в виду, что в разрешении споров данной направленности суды руководствуются ст. 1064 ГК РФ, предусматривающей, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Источник: //rosco.su/press/praktika_rassmotreniya_ugolovnykh_del_za_neuplatu_nalogov_sborov/

Бизнес Развитие: адвокатура и консалтинг СПб

Обязательно ли решение налогового органа для возбуждения дела о налоговом преступлении?

По налоговым преступлениям ( ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ) действует особый порядок возбуждения уголовных дел, отличный порядка от возбуждения дел по иным экономическим составам УК РФ.

Возможно ли возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов без выездной налоговой проверки?

Да, возможно, и в последние годы крайне распространено. С конца 2014 г. следователям возвращено право возбуждать уголовные дела о неуплате налогов, вне зависимости от факта проведения налоговой проверки и ее результатов. Теперь материалы выездной налоговой проверки перестали быть единственным поводом для возбуждения дел по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ.

Факты нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе расследования других уголовных дел, заявления и сообщения о преступлении, постановления прокурора так являются распространенным поводил для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении.
В 2017 — 2018 г.

наши адвокаты все чаще сталкивались с уголовными делами по уклонению от уплаты налогов, поводом для возбуждения которых послужили расследования других преступлений, таких как обналичивание (ст. 172 УК РФ Незаконная банковская деятельность) или вывод денежных средств за рубеж (ст.

193 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации и ст. 193.

1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов).

Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки.

Могут ли привлечь собственника компании к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Да, могут. К уголовной ответственности могут быть привлечены собственники компании и контролирующие компанию лица — бенефициары.

В последние годы, правоохранительные органы хорошо научились определять лиц фактически владеющих и управляющих бизнесом.

Наличие оффшорной структуры владения или владение через подставных лиц и управление через номинальных директоров в большинстве случаев не позволяет избежать уголовной ответственности.

Звоните! 8-921-786-43-15

В случае вероятного доначисления ФНС существенных сумм, которые у Вас не будет возможности покрыть, мы рекомендуем в ходе налогового спора прибегать к помощи адвоката, разбирающегося не только в налоговом, но и в уголовном законодательстве, а не к услугам юристов, не имеющих права работать по уголовным делам. Это позволит избежать критических ошибок в ходе налогового спора с ИФНС и сократит риски уголовного преследования.

За какой период могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Ранее возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям было возможно только на основании фактов, покрытых периодом налоговой проверки – трехлетним периодом.

Теперь следователь ограничен только сроками исковой давности.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от состава налогового преступления могут составлять два года (для небольшой тяжести) или шесть лет (для средней тяжести).

В 2019 г. в случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, налогоплательщики могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния совершенные в 2013-2018 годах.

Уголовному преследованию подлежит уклонение от уплаты налогов с организации (ст 199 УК РФ) в только в крупном и особо крупном размере, неоплата налогов на меньшую сумму является только административным нарушением.

Уклонение от уплаты налогов в крупном размере:

более 5 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате налогов или более 15 млн. руб. — размер увеличен с середины 2016 г.

Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере:

более 15 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате налогов или более 45 млн. руб.

При уклонении от уплаты налогов с физического лица порог неуплаты налогов существенно ниже за которое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности существенно ниже — возбуждение уголовного дела возможно при неуплате в бюджет 900 тыс. за 3 года.

У подозреваемого и обвиняемого есть право на освобождение от уголовной ответственности, если налоговое преступление совершено впервые, а ущерб, причиненный бюджетной системе в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Участие ФНС в возбуждении уголовного дела по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ в 2019 г:

Не смотря на то, что инициатором уголовного дела не всегда выступает ФНС. Налоговая инспекция в процессе возбуждения уголовного дела все же участвует.

Обновленная ст. 144 УПК РФ предусматривает следующий порядок:
Получив от органов дознания сообщение о налоговом преступлении (которые, описаны в статьях ст. 198 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, ст.

199 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, статья 199.

1 Неисполнение обязанностей налогового агента Уголовного Кодекса), следователь (если нет оснований для отказа в возбуждении уголовного дела) в течение трех суток обращается в вышестоящий налоговый орган по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик.

В налоговый орган следователь направляет обосновывающие документы и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.Получив запрос, налоговый орган должен в течение 15 суток направить в ответ свое заключение.

Законом предусмотрено три опции ответов налоговой инспекции:

  • направление заключения, подтверждающее нарушение законодательство, если проверка за спорный период уже проводилась;
  • проинформировать о проводимой налоговой проверке, по результатом которой решение не принято или еще не вступило в силу;
  • проинформировать об отсутствие сведений о нарушении, если обстоятельства не исследовались при проведении проверки.
  • Оценив ответ налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

    В случае если налоговый орган не уложился в отведенный 15-дневный срок, решение принимается без учета их мнения, более того закон позволяет возбудить дело и до получения из налогового органа ответа при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

    На практике, данная формулировка позволяет следователю возбуждать уголовное дело через несколько дней после получения сообщения о преступлении или выявления признаков уклонения от уплаты налогов в рамках расследования иных дел и не дожидаться ответа МИФНС. (См.: п. 7 -9 ФЗ от 22.10.

    2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»).

    Что касается порядка инициирования налоговым органом возбуждения уголовного дела, то в соответствии со 32 НК РФ и ст.

    140 УК РФ, ФНС обязано направить материалы в правоохранительные органы, только после вступления решения о доначислении налогов в законную силу и невыполнении налогоплательщиком требования ФНС об уплате недоимок, пеней и штрафов в установленные НК РФ сроки.

    Однако, на практике если речь о крупном размере, то МИФНС направляет материалы в следственные органы непосредственно после вынесения решения о привлечении к ответственности, не дожидаясь окончания процесса обжалования. Чаще всего в таком случае следственный комитет проводит доследственную проверку и выносит формальный отказ в возбуждении уголовного дела, который отменяй прокуратура. Это дает возможность следственным органам готовить материал к возбуждению до решения суда по налоговому спору, неоднократно отказывая в возбуждении дела, а потом проводя доп проверку.

    Об уголовной ответственности за налоговые преступления

    Обязательно ли решение налогового органа для возбуждения дела о налоговом преступлении?

    15.03.2017

    действительный государственный советник РФ 3 класса

    Самым суровым видом ответственности для физического лица является уголовная ответственность. Практика показывает, что в вопросах выявления схем уклонения от уплаты налогов, возмещения причиненного бюджетной системе ущерба налоговые органы активно взаимодействуют со следственными органами, органами дознания.

    Некоторым вопросам привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и другие преступления, связанные с налогообложением, посвящено интервью с экспертом.

    — В чем выражается уклонение от уплаты налогов с организаций?

    Согласно статье 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации состоит в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, внесении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

    Примерами уклонения являются:

    • использование фиктивных документов о расчетах с фирмами-однодневками для применения налоговых вычетов по НДС;
    • представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций с заведомо ложными сведениями о расходах по мнимым сделкам;
    • занижение объема реализованной продукции в декларации по акцизам.

    — Кто привлекается к ответственности?

    Некоторые вопросы применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64.

    К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

    К числу субъектов преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

    — Как решается вопрос об ответственности лица, не занимающего должность, но фактически руководящего обществом?

    Не секрет, что руководство юридическим лицом может де-факто осуществляться бенефициаром (в частности, лицом, у которого преобладающее участие в уставном капитале, в том числе через цепочку зависимых лиц).

    В этом случае вопросы об ответственности могут рассматриваться с учетом роли каждого лица в совершении преступления. При наличии соответствующих фактических обстоятельств директор может быть привлечен к уголовной ответственности как исполнитель преступления, а фактический руководитель как организатор, подстрекатель или пособник (статьи 33, 34 УК РФ).

    Следует обратить внимание, что в ситуации c фактическим руководителем взаимодействие, основанное на власти – подчинении строится на неформальных отношениях при отсутствии приказа, распоряжения — документов, адресованных исполнителю.

    — Может ли быть признано смягчающим обстоятельством для физлица наличие отношений зависимости при назначении наказания?

    В силу пункта 2 статьи 42 УК РФ лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

    К обстоятельствам, смягчающим ответственность, согласно статье 61 УК РФ относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

    Такая зависимость может иметь место в ситуации понуждения со стороны бенефициара организации к совершению незаконных действий ее руководителем.

    Но подтвердить документально такие факты достаточно сложно.

    — Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?

    В настоящее время никакой специфики в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям, как уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, нет.

    По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета (пункт 2 статьи 151 УПК РФ).

    Не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем Следственного комитета должно быть принято процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела.

    По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (статья 162 УПК РФ).

    Согласно статье 171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

    Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (пункт 2 статьи 175 УПК РФ).

    Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (статья 215 УПК РФ).

    По ранее действовавшей редакции статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, служили только материалы, которые были направлены налоговыми органами. Данные положения признаны утратившими силу Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ.

    С 22 октября 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела может стать, в том числе заявление гражданина или сообщение любой организации.

    На практике основной повод – это материалы проведенных мероприятий оперативно-розыскной деятельности.

    Причем, налоговые органы могут направлять в органы внутренних дел необходимые сведения для сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков преступления.

    — Возможна ли ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя есть?

    Такая ситуация возможна. Налоговый орган участвует в процедуре рассмотрения сообщения о преступлениях. Причем, он является вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете.

    В ответ на полученные от следователя материалы о преступлении, налоговый орган констатирует текущую ситуацию в отношении налогоплательщика: налоговая проверка была, проверка идет, проверки не было.

    Участие налогового органа носит содержательный характер только в случае проведения в предшествующем периоде проверки налогоплательщика, по результатам которой вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

    1 УК РФ, суд должен выяснить, направил ли следователь в соответствии с требованиями части 7 статьи 144 УПК РФ в трехсуточный срок в налоговый орган копию полученного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или информация, предусмотренные частью 8 статьи 144 УПК РФ.

    Но при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь не обязан дожидаться получения заключения или информации налогового органа, иными словами, может сразу возбудить уголовное дело.

    Непроведение налоговой проверки, более того, принятие по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения, в котором отсутствует выявленная недоимка и подлежащий уплате штраф, не являются препятствиями для возбуждения уголовного дела.

    Обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа также не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела (приказ Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»).

    Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, в частности, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.

    Если по результатам проверки суд устанавливает, что решение о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

    1 УК РФ, принято следователем при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки этих преступлений, то такое решение может быть признано незаконным и (или) необоснованным.

    В этом случае суд обязывает следователя устранить допущенное нарушение закона.

    — Должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?

    Да, положения пункта 3 статьи 32 НК РФ сохранились без изменений. Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если налогоплательщик в течение двух месяцев не исполняет требование об уплате налога (сбора), и размер неуплаченных сумм указывает на наличие признаков преступления.

    В данном случае имеется в виду неисполнение требований, которые направлены на основании вступившего в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме налоговый орган должен отразить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ (письмо ФНС от 06.06.2012 № АС-4-2/9338@).

    Источник: //taxcom.ru/about/news/ug_otv/

    Уголовное дело за неуплату налогов

    Обязательно ли решение налогового органа для возбуждения дела о налоговом преступлении?

    В вашей компании прошла налоговая проверка и результаты неутешительные? Да, такое случается. Чем вам это грозит? 

    Шеф, все пропало!

    Вас могут привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения. В этом случае компании доначислят налоги, а также пени и штрафы. У вас есть 30 дней на то, чтобы представить свои возражения на акт, а потом ещё 30 дней чтобы обжаловать решение налогового органа в вышестоящей налоговой. 

    Решение вышестоящей налоговой вступает в силу в момент вынесения, и обычно одновременно с решением возникает требование об уплате налогов и пеней. У вас есть право обжаловать решение вышестоящего налогового органа в суде.

    Если в течение двух месяцев после выставления требования вы не будете предпринимать никаких действий, и не оплатите доначисленные налоги, то налоговый инспектор может передать дело в органы внутренних дел

    Без паники. Что говорит закон?

    Налоговые органы взаимодействуют со следственными и правоохранительными органами в рамках Уголовного Кодекса в следующем порядке:

    • С УБЭП (управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ГУ МВД РФ) в рамках статьи 159 УКРФ «Мошенничество»

    С СК РФ (управление следственного комитета РФ) по следующим статьям:

    • Ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов физического лица»
    • Ст 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов организации»
    • Ст. 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанности налогового агента»
    • Ст. 199.2 УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производится взыскание налогов и (или) сборов»

    Если неуплата налогов выявлена у физического лица           

    Крупный размер неуплаты – сумма неуплаченных налогов (сборов) за три года, более 900 тысяч рублей и к тому же эта сумма более 10% от суммы всех налогов, уплаченных физическим лицом или более 2,7 млн. рублей (независимо от процента).

    Особо крупный размер неуплаты – сумма неуплаченных налогов более 4,5 млн. рублей (или более 20% от суммы всех налогов), или 13,5 млн. рублей (независимо от процента)

    Если недоимка выявлена у юридического лица

    Крупный размер неуплаты – недоимка более 5 млн. руб (и более 25% всех  налогов) или недоимка по налогам 15 млн. рублей независимо от процента.            

    Особо крупный размер – неуплата налогов в размере 15 млн. (если эта сумма более 50% всех налогов) или неуплата налогов более 45 млн. рублей независимо от процента.

    Если суммы неуплаты выше, чем те, которые мы указали, то для передачи дел в СК налоговому органу достаточно:

    • Наличия решения о привлечении к ответственности,
    • Факта неуплаты налогов в течение более 2-х месяцев, со дня выставления требования об уплате. Требование выставляется на следующий день после вступления в силу решения налогового органа. 

    Напомним, что право проверять правильность исчисления налоговых платежей у ФНС есть лишь в течение 3 лет предшествующих текущему периоду. 

    Но в случае неуплаты налогов в особо крупном размере  срок исковой давности по преступлению составляет 10 лет и в этом случае, Следственный Комитет может самостоятельно возбудить уголовное дело, если у него будут достаточные на то основания. 

    Моментом окончания уголовного преступления по неуплате налогов, следует считать фактическую уплату налогов.

    Физическое лицо

    Когда под действие закона попадает физическое лицо, например, предприниматель, то на время досудебной проверки, следствия или суда, действия налогового органа по взысканию налогов, пени и штрафов приостанавливается. 

    В случае отказа в возбуждении уголовного дела, его прекращении или даже оправдательного приговора в суде, по завершении этого процесса налоговая возобновит свои действия по взысканию долгов. 

    Если же уголовное дело возбуждено или суд выносит обвинительный приговор, то налоговый орган отменяет вынесенное решение, так как никто не может быть дважды наказан за совершение одного правонарушения.

    Юридическое лицо

    Под уголовную ответственность попадает руководитель предприятия. А под налоговую – само предприятие. Поэтому вне зависимости от результатов проверок СК или приговора суда, налоги с предприятия будут взысканы.

    Как избежать проблем

    Совет первый, очевидный: платите налоги и «спите спокойно».  Скачайте наш чек-лист и узнайте, грозит ли вам выездная налоговая проверка. 

    Совет второй: привлекайте к разработке налоговых схем людей с опытом, а не тех, кто начитался «умных» советов от дилетантов. Отвечать вам. И деньгами, и, возможно, своей свободой. 

    Совет третий: предупрежден, значит вооружен. Легче подготовиться к защите на проверке, чем разгребать последствия. Вовремя привлечь грамотных и опытных юристов – половина решения проблемы.

    Обращайтесь к нам за консультацией и мы найдем оптимальный для вас вариант сотрудничества.

    Источник: //Osnova.capital/blog/ugolovnoe-delo-za-neuplatu-nalogov

    Проф-юрист