Налоговое администрирование в Латвии

Новый стандарт в администрировании налогов

Налоговое администрирование в Латвии

В последние годы налоговые администрации многих стран все большее внимание уделяют борьбе с уклонением от уплаты налогов, в том числе в фокус налоговиков попали финансовые счета налогоплательщиков в иностранных кредитных учреждениях.

2015 год для финансовых учреждений Европейского союза ознаменовался базовой подготовкой к внедрению нового стандарта автоматического обмена информацией в налоговой сфере, который был инициирован по предложению стран-участниц G20.

Поясню, что это означает и какое влияние окажет на обслуживание наших клиентов.

Обмен информацией на глобальном уровне

У финансовых учреждений уже имеется определенный опыт автоматического обмена информацией в рамках участия в исполнении требований Закона о налоговом соответствии иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act of the United States of America; FATCA), основная цель которого — недопущение использования резидентами США иностранных финансовых учреждений в целях сокрытия своих финансовых активов и уклонения от уплаты налогов в США. После принятия FATCA в Соединенных Штатах Америки министры финансов G20 и группа руководителей центробанков выдали OECD мандат на разработку стандарта автоматического обмена информацией на основании принципов FATCA, чтобы способствовать становлению автоматического обмена информацией в качестве будущего европейского и международного стандарта для обеспечения прозрачности и обмена сведениями в налоговой сфере.

На основе этого мандата был разработан и 15 июля 2014 года на Совете OECD утвержден Единый стандарт по обмену налоговой информацией (Common Reporting Standard; OECD CRS).

Основной целью стандарта является предотвращение уклонения от уплаты налогов при использовании счетов в иностранных банках.
Для этого предусматривается проводить ежегодный автоматический обмен информацией между налоговыми службами стран, присоединившимися к OECD CRS, о счетах, которые принадлежат или контролируются резидентами других стран-участниц стандарта.

В ответ на призыв OECD Европейский совет принял активное участие в этом процессе и утвердил поправки к Директиве ЕС об административном сотрудничестве, предусматривающие автоматический обмен информацией между странами-участницами Европейского союза.

Сразу после утверждения OECD CRS начался процесс по принятию обязательств со стороны государств по всему миру. В результате на конец 2015 года свое желание начать автоматический обмен информацией по OECD CRS подтвердили 97 стран.

Из них 80 государств присоединились к многостороннему международному соглашению об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах.

В этом списке значатся и высокоразвитые державы, и небольшие страны, и даже те государства, которые принято считать «налоговыми гаванями».

Латвия — непосредственный участник

Латвия вместе с остальными странами-участницами Евросоюза к Многостороннему международному соглашению об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах по OECD CRS присоединилась осенью 2014 года.

С целью интегрировать требования OECD CRS в правовые акты Латвии были приняты и в январе 2016 года вступили в силу поправки к законам «О налогах и пошлинах» и «О кредитных учреждениях», прописывающие обязанность финансовых учреждений Латвии проводить надлежащую проверку финансовых счетов и подавать в Службу государственных доходов Латвии информацию о финансовых счетах, принадлежащих резидентам участвующих стран или контролируемых ими. Таким образом, наша страна полностью готова к выполнению международных обязательств. И местная налоговая администрация, и кредитные учреждения Латвии, в том числе ABLV Bank, юридически подготовлены к тому, чтобы уже в середине 2017 года предоставить первый отчет. В настоящий момент проходит подготовка технических средств и деталей для начала этого проекта.

Влияние OECD CRS на обслуживание клиентов

Согласно требованиям, установленным в вышеупомянутых нормативных актах, банк обязан обобщать и документировать данные о налоговой резиденции клиента / бенефициаров клиента, а также предоставлять Службе государственных доходов Латвии информацию о финансовых счетах резидентов тех стран, которые присоединились к процессу обмена налоговой информацией.

Для выполнения упомянутых обязательств банк должен будет получить от клиентов и их бенефициаров свидетельства их налоговой резиденции, а если клиент является юридическим лицом, то и специфические документы, подтверждающие, какой именно организацией является клиент: финансовой или нефинансовой, пассивной или активной.

Необходимо отметить, что OECD CRS не предусматривает стандартной дефиниции налоговой резиденции, поэтому клиенту / бенефициару клиента при определении своей налоговой резиденции следует руководствоваться налоговым законодательством своей страны.

На данный момент OECD CRS активно работает над тем, чтобы получить от присоединившихся стран пояснения и прийти к единой дефиниции резидентства.

Наш банк тоже будет руководствоваться предоставленными OECD CRS пояснениями, хотя следует признать, что в этом процессе и для банковских сотрудников остается много вопросов.

В целом лицо считается налоговым резидентом той страны, в которой согласно местным нормативным актам это лицо облагается подоходными налогами на основании своего постоянного места жительства / принадлежности стране (критерии для физического лица) или резидентства / страны, в которой находится руководство организации / страны учреждения юридического лица / страны регистрации (критерии для юридического лица).

В то же время множественные критерии могут служить основанием для признания физического или юридического лица налоговым резидентом нескольких стран одновременно (двойное резидентство), даже если это лицо предпринимает попытки избежать налоговой принадлежности к какой-либо конкретной юрисдикции.

К новому стандарту готовы

ABLV Bank сейчас проводит тщательную работу по разработке нашего внутреннего алгоритма работы в новом режиме. Мы уже находимся в реальном процессе получения и обработки информации и просим клиентов заполнять соответствующие декларации о налоговом резидентстве.

С 2016 года все новые клиенты, подавая в банк комплект документов на установление деловых отношений, должны будут предоставить информацию о своем резидентстве и резидентстве каждого бенефициара.

От наших нынешних клиентов, которые открыли счета до конца 2015 года, мы будем получать вышеупомянутые подтверждения постепенно и только в том случае, если имеющихся в распоряжении банка данных будет недостаточно.

В итоге на основании полученной от клиентов информации и сведений в распоряжении банка мы ежегодно будем формировать отчеты для Службы государственных доходов Латвии о резидентах тех стран, что присоединились к OECD CRS. Служба государственных доходов, в свою очередь, передаст информацию компетентным налоговым администрациям соответствующих стран-участниц OECD CRS, не оценивая и не перепроверяя предоставленные банком данные.

В сентябре 2017 года Латвия совершит первый автоматический обмен информацией с 55 странами. Соответственно банк впервые подаст сведения о финансовых счетах в Службу государственных доходов Латвии в середине 2017 года, и эти сведения будут содержать информацию за 2016 год.

Переданы будут следующие данные: сведения об остатках на финансовых счетах, сведения о доходах, зачисленных на счет, а в случае, когда держателем счета является пассивная нефинансовая организация — также сведения о бенефициаре. Информация о бенефициаре не выдается, если компания является активной организацией (когда больше половины доходов не являются пассивными, т. е.

организация получает прибыль не от дивидендов, ценных бумаг и т. д., а от торговой деятельности, например).

В свою очередь, клиентов латвийских финансовых учреждений, являющихся местными латвийскими налогоплательщиками, обмен информацией не коснется.

Однако необходимо отметить, что налоговые администрации других стран точно так же предоставят Службе государственных доходов Латвии схожую информацию о резидентах Латвии, которые держат или контролируют финансовые счета в кредитных учреждениях участвующих стран за пределами Латвии.

Мы всегда помним о том, что каждое нововведение в банковской сфере затрагивает не только само кредитное учреждение, но и наших клиентов.

Именно поэтому мы проводим разъяснительную работу и заранее информируем своих клиентов о требованиях нормативных актов.

Важно, что перед тем, как передать те или иные сведения о физическом или юридическом лице налоговым органам, мы будем информировать клиентов о факте и объеме выдаваемой информации.

После полноценного внедрения OECD CRS новый стандарт станет важным инструментом в борьбе против трансграничного мошенничества в сфере налогообложения и уклонения от уплаты налогов.

* Предоставленная в данной статье информация об OECD CRS носит информационный характер, не содержит исчерпывающий перечень требований и не является практическим руководством или консультацией по определению налоговой резиденции или классификации клиентов. Определение налоговой резиденции и, если применимо, классификации зависит от индивидуальных фактов и обстоятельств. Статья подготовлена при использовании официальной информации в публичном доступе, которая не подвергалась специальной проверке.

Источник: //2015.ablv.com/ru/novyy-standart-v-administrirovanii-nalogov

Обзор налоговой реформы в Латвии

Налоговое администрирование в Латвии

С 1 января 2018 года в Латвии вступили в силу новые законодательные акты, регулирующие основные виды налогов, а именно Закон о корпоративном подоходном налоге, Закон о налоге на добавленную стоимость и Закон о подоходном налоге с населения, одобренные Сеймом Латвии в 2017 году. Предлагаем Вашему вниманию обзор основных изменений в рамках данной реформы.

1. Определение налоговой резидентности для физических и юридических лиц в Латвии

Напоминаем, что при определении налоговой резидентности юридических лиц в Латвии используется критерий места инкорпорации: любое юридическое лицо, зарегистрированное в Латвии, признается ее налоговым резидентом. Помимо этого, налоговым резидентом признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в Латвии в качестве филиала или представительства иностранной организации.

Все доходы резидентов от любых источников подлежат налогообложению в Латвии. Для нерезидентов существует обязанность уплачивать налог в Латвии только с доходов от источников в Латвии.

Для физических лиц применяется так называемое «правило 183 дней». Любое физическое лицо, находящееся на территории Латвии в течение 183 и более дней в течение 12 месяцев, должно быть признано налоговым резидентом Латвии. Отсчет такого периода начинается со дня прибытия лица в Латвию (т.е. день прибытия идет в счет дней пребывания в стране).

При наличии в Соглашении об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), заключенном между Латвией и каким-либо иностранным государством, иных правил определения налоговой резидентности для физических или юридических лиц, именно такие правила будут подлежать применению в рамках приоритета норм международных договоров над нормами внутреннего законодательства.

2. Корпоративный налог на прибыль предприятий

После вступления в силу нового Закона о корпоративном подоходном налоге с 1 января 2018 действуют следующие правила при взимании налога на прибыль:

  • Прибыль юридического лица подлежит налогообложению только в части ее распределения в пользу участников (акционеров) такого лица и иных выплат, приравненным к распределению прибыли. Т.е., если юридическое лицо не распределяет прибыль, а реинвестирует ее в развитие бизнеса, то обязанности уплачивать налог у него не возникает.
  • К распределению прибыли приравниваются следующие выплаты: – расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью; – сомнительная дебиторская задолженность; – повышенные процентные платежи; – выдача займов связанным лицам; – сделки со связанными лицами по нерыночным ценам; – имущество, предоставляемое нерезидентом работникам своего постоянного представительства в Латвии;- ликвидационная квота.
  • Базовая ставка налога составляет 20 %. При этом, если получателем дивидендов является физическое лицо-резидент Латвии, то после уплаты налога на прибыль при их распределении, такое физическое лицо не включает суммы полученных дивидендов в налоговую базу для целей исчисления НДФЛ.
  • Дивиденды, полученные латвийской компанией от лица любой резидентности (за исключением офшорных компаний) не подлежат налогообложению. Также не облагаются налогом доходы от продажи акций латвийской компании, принадлежавших какому-либо лицу 36 месяцев и более.
  • Эффективная ставка налога может составлять 25 %, так как при расчете налогооблагаемой базы применяется коэффициент 0, 8 (на него делится сумма полученного дохода, в результате чего налогоплательщик рассчитывает налоговую базу, к которой, в свою очередь, применяет базовую ставку).Пример: акционер компании получил дивиденды на сумму 100 Евро. Налоговая база составит 100/0,8=125 Евро. Сумма налога к уплате составит 125*20%= 25 Евро, что фактически является 25% от полученных 100 Евро.
  • Отменено существовавшее ранее требование об уплате авансовых платежей по налогу на прибыль (заключавшееся в уплате 1/12 суммы налога за предполагаемую прибыль следующего периода). Положение о его отмене начнет действовать с 1 июля 2018.
  • Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный месяц, за исключением компаний, для которых законом прямо установлен налоговый период в квартал (в частности, для занимающихся сельскохозяйственной деятельностью). Декларация по налогу на прибыль сдается в налоговый орган (Службу государственных доходов) до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Если в таком периоде распределение прибыли не осуществлялось, то декларацию можно не сдавать.
  • Порядок взимания налога заключается в удержании налога при осуществлении выплаты дивидендов юридическим лицом в адрес своих участников. Перечисление сумм удержанного налога в бюджет также осуществляется в срок до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.
  • Отчетным периодом по налогу на прибыль, как и ранее, признается календарный год. Закон о корпоративном подоходном налоге начинает действовать с отчетного периода, соответствующего календарному 2018 году. К периодам до 31 декабря 2017 применяются правила ранее действовавшего акта о налоге на прибыль (ставка 15 % на всю прибыль, в т.ч. нераспределенную; авансовые платежи по налогу в размере 1/12 от его суммы; сроки представления и порядок заполнения деклараций).
  • Ставка налога на прибыль для микропредприятий составляет 15 %, а налоговой базой является вся полученная прибыль независимо от ее распределения участникам или акционерам. Микропредприятиями являются юридические лица любой организационно-правовой формы, удовлетворяющие следующим требованиям: – годовой оборот компании не превышает 40 000 Евро (ранее был 100 000 Евро); – всеми участниками или акционерами компании являются физические лица; – в компании есть не более 5 сотрудников (включая участников или акционеров);- заработная плата сотрудников не превышает 720 Евро в месяц.
  • Законом предусмотрена возможность переноса нераспределенной прибыли на последующие периоды, а также уменьшения ее суммы на убытки и начисленные дивиденды при расчете налога.

3. Удержание налога у источника выплаты

Все выплаты дивидендов в адрес любых лиц (в том числе офшорных компаний) подлежат налогообложению налогом на прибыль по ставке 20 %. Налог у источника на выплату таких дивидендов в адрес юридических лиц-нерезидентов ЕС, как и ранее, не взимается.

С учетом порядка определения налоговой базы налога на прибыль, механизмов его расчета и уплаты, он по своей сущности работает в новой системе как налог у источника. На данный момент вопрос об обложении дивидендов самим налогом у источника с применением СИДН между Россией и Латвией и с учетом всех изменений в Латвии остается открытым.

Рассмотрим на примере налогообложение при выплате дивидендов в РФ с применением СИДН до 2018 года:

После налоговой реформы 2018 схема может выглядеть следующим образом:

4. Налог на добавленную стоимость (далее – НДС)

Реформа затронула и несколько аспектов, связанных с НДС. Во-первых, было снижено пороговое значение оборота, превышение которого должно сопровождаться обязательной постановкой налогоплательщика на НДС – учет и присвоением ему номера плательщика НДС.

С 1 января 2018 такой порог от оборота составит 40 000 Евро вместо применявшегося ранее порога в 50 000 Евро. Во-вторых, было снижено пороговое значение, при превышении которого требуется расшифровывать закупки облагаемых НДС товаров и услуг в декларации по НДС.

Он составил 150 Евро (ранее применялся порог 1 430 Евро).

Базовая ставка не была изменена и на настоящий момент составляет 21 %. К имевшимся ранее пониженным ставкам 12 % (фармацевтическая продукция) и 0 % (экспорт любых товаров и услуг в пределах стран ЕС) были добавлена пониженная ставка 5 % (на определенные виды сельскохозяйственной продукции, производимой в Латвии).

5. Подоходный налог с населения (далее – ПНН)

Законодательство о правилах взимания подоходного налога с населения также претерпело значительные изменения. Во-первых, была введена прогрессивная шкала налогообложения, предусматривающая различные ставки для различных величин дохода, вместо применявшейся до реформы фиксированной ставки 23 %:

Сумма Ставка
Годовой доход не превышает 20 000 Евро (т.е. не более 1667 Евро в месяц) 20 %
Годовой доход от 20 000 до 55 000 Евро (от 1 667 до 4 583 Евро в месяц) 23 %
Годовой доход свыше 55 000 Евро (свыше 4 583 Евро в месяц) 31,4 %

Еще одним важным новшеством станет введение так называемого необлагаемого минимума, т.е. суммы дохода, которая не будет включаться в налоговую базу по ПНН. В течение нескольких периодов после проведения налоговой реформы будут применяться следующие значения:

2018 2019 2020
Предельный размер необлагаемого минимума, Евро 200 230 250
Размер дохода, к которому применяется предельный необлагаемый минимум, Евро 440 440 440
Размер дохода, в отношении которого необлагаемый минимум рассчитывается с применением понижающего коэффициента, Евро 440 – 1000 440 – 1100 440 – 1200
Размер месячного дохода при превышении которого необлагаемый минимум не применяется, Евро 1000 1100 1200

Как отмечалось ранее, если физическим лицом – резидентом Латвии, являющимся участником или акционером латвийской компании, были получены дивиденды и такая компания уплатила за них налог на прибыль, то физическое лицо вправе не включать размер таких дивидендов в свою налоговую базу по ПНН и не уплачивать за них налог. Данная система начнет применяться с 2020 года.

Во время переходных периодов, соответствующих 2018 и 2019 календарным годам, для дивидендов, выплаченных латвийской компанией физическому лицу – резиденту Латвии из прибыли, полученной по состоянию на 31 декабря 2017 года и облагаемой по прежней ставке налога на прибыль в размере 15 %, ставка ПНН составит 10 %.

В рамках изменения системы налогообложения физических лиц, были пересмотрены также размеры взносов на социальное страхование населения.

Они подразделяются на те, которые работодатель как налоговый агент удерживает из заработной платы физического лица, и на те, которые работодатель самостоятельно уплачивает в бюджет как налогоплательщик.

Налоговой базой по нему является размер начисленной заработной платы. Налоговым периодом, как и в случае с ПНН, признается календарный месяц.

С 2018 года До 2018 года
Платит работодатель 24,09 % 23,59 %
Удерживается из заработной платы работника 11 % 10,50 %

6. Сводная таблица основных изменений

С 2018 года До 2018 года
Базовая ставка корпоративного налога на прибыль 20 % 15 %
Эффективная ставка корпоративного налога на прибыль 25 % 15 %
Налоговая база корпоративного налога на прибыль Распределенная и приравненная к распределенной прибыль Вся прибыль
Авансовые платежи по корпоративному налогу на прибыль Нет Да
Налоговый период по корпоративному налогу на прибыль Месяц Год
Ставка налога при получении дивидендов 0 % 0 %
Ставка налога у источника при выплате дивидендов юридическим лицам 20 % 0 %
Ставка налога у источника при выплате дивидендов физическим лицам-нерезидентам EC 20 % 10 %
Ставка корпоративного налога на прибыль микропредприятий 15 % от всей прибыли 12 – 15 % от всей прибыли
Порог регистрации по НДС 40 000 Евро 50 000 Евро
Пониженные ставки по НДС 12 %, 5 %, 0 % 12 %, 0 %
Порог суммы сделки, при превышении которого требуется расшифровка по товарам и услугам в декларации по НДС 150 Евро 1 430 Евро
Система ставок по ПНН Прогрессивная шкала: 20 %, 23 %, 31,4 % Фиксированная ставка 23 %
Необлагаемый минимум 200 – 250 Евро 60 – 115 Евро
Уплата ПНН при получении дивидендов резидентами Латвии Нет Да
Взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателем 24,09 % 23,59 %
Взносы на социальное страхование, удерживаемые работодателем из заработной платы работника 11 % 10,50 %

Источник: //int.gestion.ru/news/offshore/obzor-nalogovoy-reformy-v-latvii/

Характеристика корпоративного и налогового законодательства Латвии

Налоговое администрирование в Латвии

Отправьте вопрос, чем мы можем быть Вам полезны, и получите персонализированное предложение прямо сейчас!

Предложение по созданию компании (организации) в Латвии

Тип юридического лица Sabiedrība ar ierobežoto atbildību (SIA) – ООО Akciju sabiedrība (AS) – АО
Вид правовой системы Континентальное право
Налогообложение компаний (организаций) Да
Срок регистрации компании (организаций) Порядка 30 дней (c момента предоставления клиентом необходимых документов и информации)
Требования к наименованию Наименование компании (организации) должно быть индивидуально-определённым.Допускается использование букв исключительно латышского и латинского алфавита
Минимальный размер объявленного УК €2800 €35000
Минимальный размер оплаченного УК €1400 €8750
Стандартная валюта Евро
Разрешённая валюта Любая
Минимальное количество 1 1
Необходимость назначения местного директора Нет
Публичность реестра директоров Да Да
Минимальное количество 1 1
Публичность реестра акционеров Да Да
Место проведения собраний директоров или акционеров Любое
Необходимость подготовки и подачи отчётности Да Да
Обязательный аудит Нет Нет

Общая информация о компаниях (организациях) Латвии

Основными организационно-правовыми формами компаний (организаций) в Латвии являются Акционерное общество (Akciju sabiedrība (AS)) и Общество с ограниченной ответственностью (Sabiedrība ar ierobežoto atbildību (SIA)). При этом AS (АО) – более сложная организация с существенным капиталом и структурой, а также с возможностью выпуска различного вида акций и облигаций.

Для учреждения ряда особых структур, например, банка, страхового общества, управляющего фондами, может быть использована только форма AS.

В свою очередь, SIA (ООО) является самой распространённой и самой простой формой для ведения малого и среднего бизнеса благодаря минимальному уставному капиталу, необходимости одного человека для регистрации, а также более лёгкому корпоративному документообороту.

Правовая основа деятельности

Основным законом, регулирующим налогообложение в Латвии, является Коммерческий закон Латвии, а также Закон «О налогах и пошлинах». Кроме того, важным нормативным актом в сфере регулирования налогообложения компаний (организаций) является Закон Латвийской Республики «О подоходном налоге предприятий». Немаловажным также является законодательство Кабинета министров Латвийской Республики.

У Латвии со многими государствами, в том числе с Россией, заключены и действуют международные договоры об избежании двойного налогообложения. Латвией также подписан ряд договоров о взаимной правовой помощи, в том числе с Россией.

Согласно нормам этих международных договоров, при необходимости подачи документов латвийской компании (организации) в официальные инстанции государства, с которым заключён такой договор, документы не требуется апостилировать в Латвии, достаточно предоставить их нотариально заверенный перевод.

Язык корпоративных документов

Единственным официальным языком в Латвии является латышский. Таким образом, в Латвии все документы подаются в Регистр предприятий на латышском языке. 

Тем не менее выписку по ООО в Латвии можно запросить в Регистре на английском или русском языке.

Зарегистрированный офис

Согласно законам Латвии, компании (организации) необходимо наличие юридического адреса в Латвии.

Наименование компании (организации)

Наименование компании (организации) должно отличаться от уже внесённых в Коммерческий регистр наименований компаний. Не допускается включение названий государственных структур и самоуправлений (а также слов «государство» или «самоуправление»).

Обязательно наличие в наименовании указания на организационно-правовую форму компании (организации) (SIA, AS).

Наименование может состоять из букв латышского или латинского алфавита.

Процедура создания

Для регистрации ООО в Латвии SIA необходимо подать в подведомственный отдел Регистра предприятий заявление вместе с пакетом документов. Подать заявление имеет право как учредитель компании, так и любое другое лицо на основании доверенности. 

Перед подачей заявления о регистрации компании (организации) оплачивается государственная пошлина и осуществляется публикация записи Коммерческого регистра в официальном печатном органе Латвии.

Кроме того, перед регистрацией необходимо открыть временный счёт в банке, на который полностью или частично должна быть внесена оплата уставного капитала.

Также важно учесть, что при подготовке пакета документов для регистрации потребуется нотариальное заверение подписей членов Правления.

После регистрации компании (организации) в Регистре предприятий Латвии необходимо пройти регистрацию в Службе государственных доходов.

Кроме того, обязательным этапом после осуществления регистрации компании (организации) является подключение к Системе электронного декларирования (СЭД). Необходимость подключения к этой системе связана с тем, что отчёты по налогам не принимаются в бумажном виде, а предполагают только электронный вариант предоставления данных.

Уставный капитал

По общим правилам минимальный уставный капитал для SIA составляет LVL €2800, для AS – €35000.

Кроме того, допускается установление уставного капитала SIA в размере €1 – 2799 при следующих условиях:

1.Не более пяти учредителей – физических лиц; 

2.Все члены Правления являются учредителями; 

3.Участники одновременно состоят только в одной компании (организации) со сниженным капиталом.

До подачи заявления на регистрацию SIA должен быть подписан весь объявленный уставный капитал и оплачено не менее его половины; до подачи заявления на регистрацию AS необходимо оплатить не менее 25% объявленного уставного капитала. 

Оставшаяся часть уставного капитала должна быть оплачена в течение года с момента регистрации компании (организации). При сниженном капитале SIA (1–2799) он должен быть полностью оплачен ещё до регистрации компании.

Уставный капитал SIA и AS может быть оплачен как денежными средствами, так и имущественным вкладом. Однако в отношении AS до подачи регистрационного заявления оплата капитала акционерного общества осуществляется только денежными средствами.

В случае продажи долей SIA существующие участники имеют преимущественное право покупки. Новому участнику общества необходимо получить согласие от существующих участников. Реестр участников компании (организации) ведётся правлением и хранится в Коммерческом Регистре Регистра предприятий Латвийской Республики. 

Финансовая отчётность и аудит

Согласно законодательству Латвии, все латвийские компании (организации) обязаны вести бухгалтерию и ежегодно подавать основную отчётность в налоговые органы, а также ежемесячно подавать отчётность по НДС, акцизному и социальному налогам. Кроме того, необходимо подавать налоговую декларацию с рассчитанным налогом на прибыль предприятия, который необходимо уплатить в течение 15 дней со дня подачи декларации.

Аудит проводится в случае одновременного выполнения двух из следующих условий: 1. Оборот от продаж за отчётный период превышает 800 000 евро.

2. Активы компани (

организации) превышают 400 000 евро.

3. Количество сотрудников – 25 и более человек.

Структура компании (организации)

Органом оперативного управления в ООО Латвии является Правление. Оно должно состоять как минимум из одного члена Правления, и в составе Правления должен быть как минимум один распорядительный директор или управляющий. В отношении членов Правления ограничения по резидентности отсутствуют.

В AS действует двухуровневая система управления, включающая Правление и Наблюдательный совет. Правление является управляющим органом AS (аналогично Правлению SIA). Минимальный состав Совета – три члена (пять в случае размещения акций компании (организации) на фондовых рынках). 

Директора

Как для SIA, так и для AS минимальное число членов Правления (директоров) в латвийской компании (организации) – один. Ограничений по резидентности нет. Директора – юридические лица не допускаются.

Акционеры

Минимальное число акционеров – один. Ограничений по резидентности нет. Допускаются акционеры – юридические лица. Регулярность проведения собраний акционеров не установлена.

Конфиденциальность

Данные об акционерах хранятся в открытом реестре, а также раскрываются местному агенту.

Кроме того, в соответствии с Коммерческим законом, владельцы долей/акций латвийской компании (организации) обязаны передавать в Регистр предприятий Латвии информацию, позволяющую идентифицировать бенефициара.

Данные о бенефициаре не являются публичными и могут быть раскрыты только правоохранительным органам, органам контроля в рамках администрирования налогов, публичных закупок или публичного и частного партнёрства.

Все записи Коммерческого регистра публикуются в газете «Вестник Латвии», а также в электронном виде.

Информацию о зарегистрированной в Латвии компании (организации) можно получить как в Регистре предприятий, так и в базах данных, обеспечивающих доступ к государственным регистрам в режиме онлайн. 

Налогообложение 

Компания (организация) является налоговым резидентом Латвии, если она инкорпорирована в Латвии. Согласно законодательству, налогообложению подлежит вся общемировая прибыль компании-резидента. 

Стандартная ставка налога на прибыль – 15%. Какие-либо иные налоги на прибыль (на государственном или муниципальном уровне) не взимаются. 

Прибыль от продажи некотируемых ценных бумаг (за исключением офшорных компаний (организаций) освобождена от налогообложения. 

Дивиденды, полученные от местных или зарубежных компаний (организаций), освобождены от налогообложения (за исключением дивидендов из стран «чёрного» списка).

Правила контролируемых иностранных компаний (организаций) отсутствуют, т.е. нераспределённая прибыль зарубежных дочерних компаний не подлежит налогообложению в Латвии. 

Законодательство о трансфертном ценообразовании развито. Для целей налогообложения сделки между зависимыми лицами должны учитываться по рыночным ценам.

Налоги у источника:

―дивиденды: нет налога, если получатель не находится в «чёрном» списке стран;

―проценты и роялти: нет налога, если получатель не находится в «чёрном» списке стран;

―арендные платежи за недвижимость: ставка 5%;

―управленческие и консалтинговые услуги: ставка 10%.

Стандартная ставка НДС – 21%. Для некоторых видов товаров применяется пониженная ставка. Латвия входит в единую европейскую систему НДС.

Прочие налоги: таможенные пошлины, акцизы, налог на недвижимость, госпошлина (судебные иски, регистрация компаний (организаций), выдача лицензий, нотариальные услуги, обращение векселей, регистрация недвижимости и др.), налог на природные ресурсы, налог на транспортные средства, лотереи, электричество и т.д. 

Источник: //www.amondsmith.ru/about_latvia/

Налоговое администрирование в Латвии

Налоговое администрирование в Латвии

Статья 1 Закона «О налогах и пошлинах» предусматривает следующие виды налогового контроля: наблюдение, тематическая проверка, проверка соответствия данных и налоговый аудит.

Наблюдение за соответствием законам – это контроль, осуществляемый налоговой администрацией определенный период времени, в течение которого фиксируется все происходящее в месте хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Проще говоря, подсчитываются клиенты, отслеживается, выдаются ли чеки, продается ли неучтенный товар и тому подобное. При выявлении нарушений составляется административный протокол, и на налогоплательщика налагается штраф. Серьезное правонарушение может привести к налоговой проверке (аудиту).

На практике наблюдение используется в парикмахерских, косметических салонах и в местах общественного питания (для контроля оборота алкоголя).

Проверка соответствия данных – относительно новый вид проверки. Это исследование, в ходе которого оценивается ин-формация, представленная налогоплательщиком в налоговую администрацию в декларациях и отчетах. Эта информация сравнивается с имеющейся в распоряжении налоговой администрации.

Такие проверки проводятся в помещениях налого-вого органа без участия самого налогоплательщика (в чем-то эти проверки похожи на камеральные налоговые проверки в России).

Как и в случае с другими видами контроля, по итогам проверки соответствия данных не могут быть начислены дополнительные налоги, но, установив несоответствие, налоговая администрация может задержать возврат налогоплатель-щику переплаченных налогов.

Тематическая проверка – это контроль соблюдения налогоплательщиком отдельных нормативных требований.

Проверяются бухгалтерский учет и отдельные бухгалтерские документы, которые сравниваются с информацией участников сделки, проводятся встречные проверки, осмотр складских запасов и так далее.

По итогам такой проверки налоговая администрация не вправе требовать от налогоплательщика уплаты дополнительных налоговых платежей в бюджет.

Налоговый аудит – основной инструмент налогового контроля в Латвии. Это проверка правильности учета, уплаты и пе-речисления в бюджет одного или нескольких налогов (сборов), отдельных позиций налоговой декларации, а также соблюде-ния законов в конкретном налоговом периоде.

Только налоговый аудит может привести к пересмотру налоговых последст-вий, причем он может быть продолжением вышеупомянутых проверок и содержать информацию из них.

Таким образом, все другие виды проверок имеют характер и функции мониторинга и оценки необходимости налогового аудита налогоплатель-щика в будущем и борьбы с теневой экономикой.

Статья 23 Закона «О налогах и пошлинах» уточняет роль налогового аудита в процессе сбора налогов. Налоговая администрация по результатам налогового аудита определяет или уточняет суммы налогов, которые должны быть указаны в налоговой декларации и информационных материалах проверяемого налогоплательщика, а также налогооблагаемый доход (убытки) и налоговые расчеты в соответствии с требованиями налогового законодательства в этой области. При этом налоговая администрация вправе провести аудит и наложить штрафы только за последние три года после наступления даты уплаты налога. Если по конкретному налогу или позиции декларации за конкретный период был произведен налоговый аудит, принятое налоговой администрацией решение (заключение) является окончательным и может быть пересмотрено, только если возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, подделки документов, уклонения от уплаты налогов и пошлин или совершения другого уголовного преступления, расследование которого может повлиять на сумму налога. Таким образом, любая ревизия, если ее результат не отменен, – это отправная точка для дальнейшего мониторинга налогоплательщика и в некоторой степени его «фотоснимок» (фиксирование данных) на определенную дату (последний день проверяемого периода). Это значит, что даже в тех случаях, когда прямые налоговые последствия для налогоплательщика не возникают, необходимо оценивать правоту налоговой администрации, иначе в дальнейшем не будет возможности обжаловать ее заключение.

Важным можно назвать тот факт, что налоговый аудит в Латвии – это разовое мероприятие для соответствующего налогового периода, то есть оно не может быть повторено, а значит, налогоплательщик защищен от повторных проверок, что снижает возможность так называемого «заказного» аудита и ограничивает произвол налоговой администрации.

Подходы к разрешению налоговых споров

Переходя к вопросу о спорах с налоговой администрацией, возникающих в связи с налоговым контролем, необходимо назвать один из главных принципов сбора налогов в Латвии.

Статья 38 Закона «О налогах и пошлинах» определяет, что в случаях, если налогоплательщик не согласен с размером ус-тановленных налоговой администрацией налогов, на него возлагается обязанность доказать правильность его расчета налогов. Но это не означает, что налоговая администрация не должна доказывать обоснованность исчисления налога.

Напротив, она должна обосновать свой расчет с учетом соблюдения всех нормативов и соответствия документальных доказательств реально заключенным налогоплательщиком сделкам. Безусловно, возникает вопрос обоснованности и относимости доказательств, собранных налоговой администрацией, к начисленному налогу.

В Латвии существует такая система урегулирования споров, которая позволяет реально оценить, кто прав.

К налоговым спорам в Латвии применяется принцип легальной презумпции, который облегчает для налоговой администрации борьбу с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством с налоговыми переплатами, поскольку отпадает необходимость доказывания вины налогоплательщика.

Но при такой системе важна честность налоговой администрации и наличие эффективной системы оспаривания ее действий и решений, иначе не исключены субъективные решения. При этом эффективность оспаривания в Латвии оценить трудно – суды работают медленно, до разрешения спора высшей инстанцией проходит минимум три года.

На практике принцип легальной презумпции выглядит так: налоговая администрация сравнивает информацию, полученную от налогоплательщика (отчетность и первичные документы), с информацией, имеющейся в распоряжении налоговой администрации (базы данных, информация встречных проверок). Выявленные несоответствия трактуются как нарушение закона, и налогоплательщик должен собрать доказательства от третьих лиц, поскольку исправленные отчеты и документы без них не будут приняты. При такой процедуре большую роль играет суд, который оценивает доказательства и налоговой администрации, и налогоплательщика.

В Латвии споры с налоговой администрацией рассматривает Административный суд, созданный для решения споров между частными лицами и государственными органами. Административный суд использует в разбирательстве широкий спектр информации – от юридической литературы до решений Конституционного Суда Латвии и Европейского суда по правам человека.

Особенности споров по НДС

Приведем некоторые важные для урегулирования спора моменты на примере споров о размере НДС. Административно-процессуальный закон Латвии (ст. 150) предусматривает возможность заявителя активно участвовать в сборе доказательств. Одного утверждения о том, что доводы и решение налоговой администрации неверны, для суда недостаточно.

Этот подход можно сформулировать так: обязательства частного лица по представлению необходимых доказательств прямо пропорциональны его заинтересованности в принятии нужного для него решения. То есть бремя доказывания фактов, которые способствуют принятию положительного для частного лица решения, возлагается на него, а не на государство1.

Разрешение дел, которые касаются вычетов по НДС, в значительной степени основывается на решениях европейских судов.

Департамент административных дел (высшая судебная инстанция по административным, в том числе налоговым, делам) исходит из того, что в случаях «цепочки» сделок налогоплательщик имеет право на вычет, только если он не действовал обманным путем или недобросовестно.

Для того, чтобы такого налогоплательщика лишить права на вычет, необходимо установить наличие его недобросовестности2. Кроме того, из объективных фактов должно ясно следовать, что основной целью сделки было получение налоговой выгоды3.

Как видим, требование о представлении налогоплательщиком доказательств не является абсолютным. Оно исходит из принципа negativae non probantus (отрицательное не требуется доказывать), что обеспечивает баланс между обязанностью налогоплательщика представить доказательства и обязанностью налоговой администрации получить  их самостоятельно.

Заключение

Сегодня самая большая проблема налоговой системы Латвии – это субъективная интерпретация обстоятельств и законодательства (видят то, что хотят увидеть).

С учетом того, что налоговое законодательство довольно новое и сложное, налогоплательщикам приходится прилагать усилия для того, чтобы доказать свою правоту. Нередко это удается только в последней судебной инстанции.

Эта проблема довольно успешно решается законодательным путем – уточняются нормативные акты, тем самым уменьшается поле для произвольной интерпретации и, как следствие, для расширения налоговой базы.

Желание не платить налоги становится реализовать все труднее, и налогоплательщики постепенно привыкают к мысли, что налоги неизбежны. Вопрос остается только один: что и как выгоднее платить государству?

A. Dabols
Tax Administration in Latvia
Many tax instruments that work well in one country cannot be applied in another country. The author of the article draws readers’ attention to some ideas that undoubtedly may be used to improve tax collection in Russia.

Источник: //nalogoved.ru/art/298.html

Проф-юрист