Как жена Генри Форда заставила его договориться с профсоюзом

6 правил успешного бизнеса от Генри Форда | Истории о США

Как жена Генри Форда заставила его договориться с профсоюзом

“Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу”. Генри Форд.

 Не важно, кто вы по профессии: журналист, инженер, бухгалтер или интернет-предприниматель. Если Вы занимаете активную жизненную позицию, то опыт Гендри Форда в принятии стратегических и тактических решений в бизнесе, не оставит Вас равнодушным. Его открытия в области управления людьми и процессами стали настоящей революцией. Без них, современный мир не стал бы таким, каким он есть сейчас. 

Успешный бизнесмен, сумевший воплотить американскую мечту. Родоначальник современного автомобилестроения, чья компания сегодня занимает 4-е место в мире по объему выпуска машин за весь период своего существования. Генри Форд видел свою миссию в том, что бы улучшать жизнь и быт людей.

Для него производство автомобилей было источником радости. Свой опыт поражения и побед он ярко и образно изложил в автобиографической книге “Моя жизнь, мои достижения”. Sharff выбрал 6 главных принципов в работе, которые и сегодня актуальны для бизнеса.

Берите их на вооружение, если хотите получать хорошие результаты.

1. ПЛАНИРУЕШЬ БИЗНЕС – ОПРЕДЕЛИ ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ

Сегодня это очевидная аксиома. Но тогда никто из производителей авто не задавался вопросом: “А для кого собственно?”. Никто, кроме Генри Форда. В техническом плане все было ясно: на смену лошадиному экипажу пришел локомобиль (прародитель автомобиля). Но ведь и экипажи в то время были разными. Не богатые довольствовались услугами недорогих пролеток.

Люди с достатком могли позволить комфортный экипаж, извозчика-лихача и лучших лошадей. А богатые и вовсе содержать собственный каретный парк. С какой категорией сравнить самодвижущуюся тележку? Кто ее захочет и сможет купить: кто побогаче или любой работающий американец? До Форда никто над этим не задумывался.

Он первым возвел автомобиль в ранг мечты и сделал эту мечту доступной любой американской семье.

2. ХОЧЕШЬ ПРИБЫЛЬ – МАСШТАБИРУЙ ПРОИЗВОДСТВО

В то время производство автомобиля было ориентировано на более-менее финансово независимого американца. На момент выпуска первого Форда, средняя стоимость машины составляла $1400, при средней зарплате американца не более $50. Очевидно, что купить автомобиль могли только единицы.

Машина Генри Форда “Ford-T” стоила: в начале выпуска, в 1908 году – 850, через 4 года – 650, а еще через 4 – 350 долларов США. На то время, на фоне роста инфляции, цена – впечатляла. Ежегодное снижение стоимости лишь повышал спрос. Модель была снята с производства в 1927 году.

Всего было выпущено больше 15-ти миллионов машин. Из 10 продававшихся, 7 – “Ford-T”.

3. ОПТИМИЗАЦИЯ И СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК – ПОВЫШАЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Эффективность бизнеса зависит от его технологичности, которая во много определяет себестоимость продукции или услуг. Ежегодное снижение стоимости “Ford-T” стало возможным благодаря высокой технологичности труда и систем машины, а не за счет качества комплектующих и зарплат работников. Генри Форд внедрил в производство главное ноу-хау в машиностроении – конвейерную сборку.

В начале выпуска, специально подготовленный рабочий тратил на полную сборку одного двигателя почти 10 часов. Генри разделил весь процесс на 84 операции: время сборки мотора сократилось почти на час.

Метод конвейера не требовал “дорогих” специалистов широкого профиля. Достаточно было нанять несколько работников узкой специализации. Такой подход распространили и на другие производственные процессы.

В итоге вместо 12 часов, Ford T собирали всего 2 часа.

4. СОТРУДНИКИ – САМЫЙ ЦЕННЫЙ АКТИВ КОМПАНИИ

Форд любил повторять: “Требуя от своего работника отдачи, позаботься, о его финансовой защите”. На Ford Motor Company платили самые высокие по стране зарплаты. Что бы получить здесь работу выстраивались огромные очереди. Форд придумал выходной.

Люди работали в режиме 8 часов в день, 6 дней в неделю, а чуть позже перешли на пятидневку. Те, кто не курил и не пил получали дополнительное поощрение.

Все эти действия сократили текучесть кадров, которая у других достигала 3 человек в год на одно рабочее место.

5. МНОГО ДАЕШЬ – ЕЩЕ БОЛЬШЕ ТРЕБУЙ

Высокие часовые ставки, два выходных в неделю, премии за здоровый образ жизни, жилье в образцовом поселке – Генри Форд заботился о своих рабочих лучше, чем это делали профсоюзы на других предприятиях. По этой причине он не мог их терпеть. Форд считал, что добровольное общественное объединение рано или поздно начинает работать на себя, а не служить во благо рабочим.

На его заводах была железная дисциплина. Он не любил, когда время тратят впустую. “Людей заставляет работать только две вещи: жажда зарплаты и боязнь ее не получить”, – любил говорить Форд. Гений был счастлив в браке, в то же время он всего себя отдавал любимому делу. Того же он требовал и от своих работников.

6. ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ НЕ ПОВОД ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ

Пятый принцип Форда может показаться несколько негуманным по отношению к сотрудникам. Но опыт истории показывает, что так поступали и поступают все самые высокотехнологичные компании.

Ты не получишь высокий заработок, комфортные условия труда, социальную защиту и возможности, если перестанешь ежедневным трудом доказывать работодателю, что ты ему нужен. В успешной компании это правило касается всех, от работника до директора.

В этом и заключается еще одно открытие Генри Форда, заложившее основы современного менеджмента для любой сферы деятельности.

Источник: //blog.sharff.com.ua/6-pravil-uspeshnogo-biznesa-ot-genri-forda/

История успеха. Пару моментов из жизни Генри Форда

Как жена Генри Форда заставила его договориться с профсоюзом

Мне нравится перечитывать  истории успеха известных людей. Генри Форд является одним из величайших бизнесменов своего времени. Несколько дней назад мы отмечали день автомобилиста. Оказывается, Генри Форд был первым обладателем автомобильных прав. И это только маленький эпизод из жизни Генри Форда. История успеха этого гениального человека очень поучительна и интересна.

А успешным он стал  благодаря организации массового выпуска недорогих автомобилей «Форд», которые стали доступны людям среднего класса. До этого момента  наличие автомобиля считалось роскошью; «железного коня» могли приобрести  только богатые люди.

Каким человеком был Генри Форд? С детства он был влюблен в технику, во все то, что движется. Он, выражаясь современным разговорным языком, был «технарем до мозга костей.

» Его любовь к технике считывается между строк вот в этих словах: «Разглядывая механизм, я думал о том, что весь мир — это тоже сложная конструкция, и воздействие на рычаги и элементы механизма вызывает его работу, правильную или нет, в зависимости от характера воздействия. И нужно лишь воздействовать на нужные рычаги — тогда успех неминуем».

В этой статье хочется остановиться только на двух качествах характера Генри Форда: его организаторских способностях и заботливом отношении к рабочим. Он был хорошим организатором и  внимательным руководителем огромного авто концерна. Он заботился о своих работниках и был щедрым руководителем.

Его предприятие начинало активно развиваться во времена «великой депрессии». И когда все хозяева шли на сокращение зарплаты, Форд наоборот поднял дневную зарплату рабочих из 2-х до 5-и долларов.

Он перевел свое предприятие с 9-и на восьмичасовой рабочий день и сократил работу сотрудников до 40-а часов в неделю. Он лично следил за тем, чтобы его работники были добротно одеты и не голодали. Кстати, сам Форд был активным сторонником здорового образа жизни.

И при всей внимательности и добродушном характере, он в считанные часы мог уволить рабочего за пьянку.

Генри Форд ценил толковых сотрудников и создавал для них хорошие условия труда. Главное достоинство Форда – умение организовать хорошую команду опытных специалистов.

Он не боялся делегировать и наделять полномочиями членов своей команды.

И в этом кроется секрет его успеха: найти нужных людей, организовать их работу, правильно распределить ответственность и полномочия каждого работника на всех участках производства.

Был ли он сам высокообразованным человеком? Наверное, нет. У  него не было даже формального образования. Из-за этого над ним часто посмеивались  и критиковали так называемые умники  с учеными степенями. В то же время он сумел запатентовать более 160-и открытий, написать несколько книг, проработать более 10-и лет главным инженером в команде знаменитого изобретателя Эдисона.

Однажды, чтобы уличить Форда в невежестве, его попросили пройти тест, специально придуманный этими умниками. Форд охотно согласился пройти его. В назначенное время все собрались в рабочем кабинете Генри Форда.

История успеха. Испытание началось

Первый вопрос был по поводу стали, которая используется на его производстве. Форд не знал, что сказать и попросил зайти своего вице-президента, который и ответил на этот вопрос.

Когда прозвучал следующий вопрос, Форд вызвал еще одного своего подчиненного и тот с легкостью ответил на заданный вопрос.

Этот процесс продолжался длительное время. Форд все время вызывал своих подчиненных и пользовался их подсказками.

Один из членов комиссии вскоре не выдержал и выкрикнул: «Вы не знаете ответов ни на один из наших вопросов. И этим только подтверждаете свое невежество.»

На что Форд ответил, что его  голова должна быть свободна для вынашивания новых идей. А для поиска нужной информации у него есть штат специалистов, которые сделают эту работу лучше него. Работа руководителя, по мнению Генри Форда,  состоит в том, чтобы правильно организовать и руководить  бизнесом, а  не отвлекаться на решение вторичных проблем.

После этого заявления он попросил всех присутствующих  покинуть его рабочий кабинет.

У Генри Форда есть высказывание: «Мышление — это самая тяжелая работа. Вот почему этим занимаются лишь очень немногие люди».

Да, Форд считал главным окружить себя знающими людьми, чтобы освободить себя для решения глобальных проблем. В этом заключался один из секретов его успеха в жизни. Конечно, чтобы добиться таких вершин в успехе, одних организаторских способностей мало. Но это уже повод для написания новой статьи.

Сегодня мы вспомнили лишь пару моментов история успеха из жизни Генри Форда.  История успеха рождается из малого, но значимого события в жизни человека. Таких  ярких моментов у  Форда было очень много. Чего стоят его прекрасные высказывания!

Вот одно из них: «Гений – это опыт.»

Источник: //nwagold.ru/iz-zhizni-genri-forda-istoriya-uspeha.html

Генри Форд и его жена Клара | Судьба и биография | Багира

Как жена Генри Форда заставила его договориться с профсоюзом

Автомобильный король Америки Генри Форд любил давать интервью. И, как всякий коммерсант, бывало, мог присочинить что-нибудь покруче да покуражистей — для рекламы. Единственное, что всегда звучало у него искренне, — это слова о жене Кларе, с которой он прожил почти 60 лет…

Автомобильный магнат обожал свою жену!

Сверхпрагматик по натуре, Генри Форд тем не менее верил в воплощение душ в новых телах после смерти. И, естественно, получал вопросы журналистов, кем бы он хотел стать в следующей жизни после реинкарнации. «Мне абсолютно всё равно, кем я буду в следующих воплощениях, — отвечал он обычно. — Главное, чтобы рядом со мной была моя жена Клара!».

Вечеринка в стиле кантри

Клару Брайант он увидел на сельской вечеринке и, заглянув в её чёрные глаза, на мгновение потерял дар речи. А когда обрёл (всё-таки парень был не робкого десятка), то достал часы на цепочке и принялся хвалиться — мол, сам собрал по винтику.

Клара слушала с интересом… Они оба были детьми фермеров, и ничто не мешало их браку. Тем более что семьи и жениха, и невесты пользовались в округе доброй славой, а Форды ещё и считались зажиточными.

Фото их образцового хозяйства мелькали в местных иллюстрированных журналах как пример для подражания прочим, менее радивым фермерам.

Это после, уже став магнатом, Генри твердил, будто рос в бедности под прессингом жёсткого отца (видно, мода такая была в те времена: многие богачи уверяли, что в детстве они продавали газеты на углах или разносили молоко). На самом деле, Форд-старший, благословив сына на женитьбу, выделил ему 80 гектаров и помог с домом…

Генри, с детства помешанный на всяких железках (кстати, тоже с подачи отца), принялся изобретать в свободное от посевов-поливов и косьбы с молотьбой время. Однажды собрал электромотор, притащил его на кухню и с неимоверным грохотом запустил. Вибрацией разбило стол и раковину, но молодая жена на это ни слова упрёка не сказала.

Далее муж-энтузиаст взялся конструировать тележку с бензиновым двигателем, а супруга преданно светила ему керосиновой лампой во тьме сарая и подавала отвёртки с шурупами. Когда же готовое средство транспорта не прошло в дверь, Клара разбила препятствие киркой.

Вместе супруги прокатились на шумной таратайке в клубах дыма по деревенским дорогам, немало впечатлив односельчан. Когда Генри заговорил о переезде в промышленный Детройт, Клара без тени недовольства упаковала скарб и отправилась с мужем в крупнейший город Мичигана.

Там Генри (безо всякого инженерного образования, кстати сказать) устроился на работу в «Электрическую компанию Эдисона». Клара, пока муж штурмовал высоты американского технического прогресса, сидела дома с ребёнком, не жалуясь ни на шум большого города после деревенской глуши, ни на дым заводов.

Генри называл её женщиной «верующей», говоря: «Моя жена верила в мой успех ещё крепче, чем я». Но как бы там ни было, мудрость крестьянки, воспитанной в патриархальной глубинке, дала свои плоды. И муж этой сдержанной и улыбчивой американки взлетел до немыслимых высот.

В 1908-м он создал «Форд Т» — «автомобиль для всех»: лёгкий, удобный, а главное дешёвый (он стоил в 2,5 раза меньше прочих машин этого класса). К 50 годам Форд превратился в мультимиллионера, а его машина стала национальным символом США. Клара, переехав в особняк стоимостью в один миллион долларов (по нынешним меркам это все 50 миллионов), своим привычкам не изменила и по-прежнему поддерживала мужа во всём.

Великая депрессия

Как-то раз самый знаменитый магнат Америки получил от самого известного гангстера страны Клайда письмо! Оно гласило: «Если мне нужно угнать машину, и поблизости оказывается Ford, я всегда беру именно его… Ford на голову превосходит все остальные тачки!». Ясное дело, Генри разослал сей опус в газеты, устроив рекламную шумиху.

А уж когда полицейские в упор расстреляли автомобиль с Бонни и Клайдом, и это оказался «форд», а его снимок с телами гангстеров облетел все СМИ (кроме Интернета, и то только потому, что его в 1934 году ещё не изобрели!), то это, конечно же, стало сенсацией! Но даже такая реклама едва ли могла спасти компанию Генри Форда от убытков.

Ведь это был самый разгар Великой депрессии (величайшего кризиса всех времён и народов!). Люди массово теряли работу и буквально голодали, выстраиваясь на улицах в очереди за бесплатным супом. Какие уж тут машины, как бы дёшевы и прекрасны они ни были, коли есть нечего.

Так что от банкротства Генри спасли не романтические Бонни и Клайд, а простая крестьянская женщина под 70 лет, его любимая жена Клара. И дело было та к… Уволенные Фордом рабочие вышли на улицы с протестами. Полиция и вооружённые службы магната открыли по людям огонь. В результате четверо были убиты, более 60 человек ранены.

«Нью-Йорк таймс» писала, что после этого «голодного марша» в Детройте «улицы были залиты кровью». Магнат, однако, на уступки не шёл, раненых брали прямо с больничных коек и тащили в суды как зачинщиков уличных беспорядков. Конвейер встал, а семейный бизнес рушился на глазах…

И тогда Клара сказала своё веское слово. «Веским» оно было реально, поскольку ни единственного сына Эдсела и никаких других доверенных лиц мультимиллионер слушать не желал.

А сказала Клара буквально следующее: «Я так жить не могу. Ты должен пойти навстречу профсоюзам. Иначе я уйду от тебя, Генри!» Её одну Форд и услышал, конвейер заработал, бизнес не грохнулся и даже худо-бедно продолжился.

Но главные драмы и трагедии были ещё впереди.

Форд номер два

Америка уже была на выходе из кризиса, когда в возрасте 49 лет умер единственный сын четы Форд, прямой наследник автомобильной империи. 80-летний Генри слегка помешался и все время твердил, что его Эдсел наверняка жив-здоров. 77-летняя Клара держалась, вдова Эдсела Элеонора билась в истерике.

И тут старик Генри заявил, что он отходит отдел, будет спасать птиц и изучать реинкарнацию, а на пост президента компании вместо сына назначает… некоего Гарри Беннетта! Клара слишком хорошо знала этого бывшего матроса Гарри, который явился к её мужу ещё во времена Великой депрессии и предложил свои услуги, сказав, что его ребята могут все. Эти «ребята» из бывших спортсменов на самом деле были обычными бандитами (это они первыми открыли огонь по рабочим в 1930-е годы). Теперь же в 1943-м плечистые парни из бывших боксёров заполонили офисы, и компания не просто умирала, она, как говорили члены правления, уже была «в стадии трупного окоченения». Но Клара! Эта женщина, похоже, не очень-то боялась мафиози, к тому же твёрдо (как всегда!) верила, что получить президентство должен не кто иной, как её внук, старший из четверых детей Эда, Генри II. Неважно, что он кое-как учился (подобно Генри-старшему в своё время), и что в детстве его дразнили Салом, а он и по сей день не подтянул свой живот. Это все пустяки. Жаль, конечно, что внук не так предан жене (точнее, ни одной из своих жён), как его дед ей, Кларе… Но зато Генри II, похоже, унаследовал дедову деловую хватку, и это главное. Словом, бабушка сделала невозможное — уговорила старого (но по-прежнему любимого!) деспота и самодура, своего мужа Генри передать дела не Гарри Беннетту, а внуку.

Когда Генри II был вызван в мрачные залы семейного поместья Фэр Лэйн, то боялся, что «дед оторвёт ему голову», когда услышит о «полной свободе действий» и «изменениях по собственному усмотрению». Но ничего подобного не случилось (ведь где-то неподалёку всегда была бабушка Клара).

Просто поспорили с дедом немного, да и только, а внук наутро уволил первого из парней Гарри. Каждый раз, когда очередной из его плечистых мастеров борьбы или бокса терял своё доходное кресло, Беннетт бесился, врывался в кабинет Генри-внука, но тот лишь улыбался и отвечал: «Мне просто не нравилось, как он одет».

Вскоре и Гарри было объявлено, что в его услугах больше не нуждаются. Бывший моряк сокрушил всю мебель в своём роскошном офисе, но уже ничего не мог поделать. А Генри II нанял яйцеголовых умников — отставных офицеров ВВС, переманил опытных менеджеров у главного конкурента своего деда «Дженерал Моторс» и… победил.

Спас семейный бизнес… « А спустя два года после своего судьбоносного решения о президентстве внука Генри-старший умер. Жена Клара пережила его всего на три года. Компания Фордов процветает по сей день.

Журнал: Загадки истории №28, июль 2019 года Рубрика: История одной любви

Людмила Макарова

Источник: //www.bagira.guru/biography/genri-ford-i-ego-zhena-klara.html

Генри Форд

Как жена Генри Форда заставила его договориться с профсоюзом

Генри Форда часто называют «отцом» автомобильной индустрии, ведь он создал целую сеть автомобильных заводов. Форд получил 161 патент, поэтому заслужено считается величайшим изобретателем.

Промышленник посвятил жизнь производству дешёвых автомобилей и стремился обеспечить машиной каждого желающего. Генри Форд первым применил конвейер для потокового производства машин.

Детище бизнесмена, компания «Ford Motor», функционирует и сегодня под руководством его потомков.

Детство и юность

Будущий промышленник родился 30 июля 1863 года на отцовской ферме рядом с городком Дирборн (Мичиган). Родители Уильям Форд и Мари Литогот эмигрировали в Америку из Ирландии. Мальчик воспитывался вместе с тремя братьями и двумя сёстрами.

Бизнесмен Генри Форд

Отец и мать тяжело трудились на ферме и считались зажиточными людьми. Но Генри был уверен, что при ведении хозяйства работы значительно больше, нежели плодов труда, поэтому не стремился продолжить дело родителей.

Мальчик получил образование только в церковной школе и не научился даже писать без ошибок. Когда Форд стал главой компании, он не мог грамотно составить договор. Однажды в газете промышленника назвали «невежественным», из-за чего Форд подал на издание в суд. Но изобретатель был уверен, что для человека главное не грамотность, а умение думать.

Генри Форд в детстве

В 12 лет Генри потерял мать, и это событие потрясло мальчика. В том же возрасте будущий предприниматель впервые увидел локомобиль. Форд пришёл в восторг от экипажа, двигающегося под действием мотора, и решил в будущем самостоятельно собрать движущийся механизм. Но отец хотел, чтобы Генри стал фермером, поэтому критически воспринимал интерес ребёнка к механике.

В 16-летнем возрасте Форд отправился в Детройт и стал учеником в механической мастерской. Спустя четыре года Генри вернулся на ферму, где днём трудился по хозяйству, а ночью занимался изобретениями.

Чтобы облегчить отцу повседневную работу, Форд создал молотилку, которая функционировала на бензине. Учитывая востребованность подобной техники, вскоре нашёлся и покупатель.

Генри продал патент на изобретение Томасу Эдисону, а потом получил работу в компании этого знаменитого предпринимателя.

Бизнес

В 1891 году Форд снова поехал в Детройт, чтобы стать инженером-механиком в компании Томаса Эдисона. Эту должность Генри занимал до 1899 года, но в свободное от работы время продолжал трудиться над созданием машины. Форд не просто занимался любимым делом, а жил идеей создания доступного автомобиля. В 1893 году Генри сумел добиться результата – сконструировал своё первое авто.

Генри Форд и Томас Эдисон

Руководство компании Эдисона не поддерживало увлечений сотрудника и рекомендовало отказаться от невероятных затей.

Вместо этого в 1899 году будущий промышленник ушёл с работы и стал одним из владельцев «Детройтской автомобильной компании».

Но и здесь парень не задержался надолго и спустя три года покинул фирму из-за расхождений во взглядах с другими совладельцами.

В это время изобретение молодого предпринимателя не пользовалось большим спросом. Чтобы привлечь внимание клиентов, Форд разъезжал по городу на своём автомобиле. При этом Генри часто высмеивали и обзывали «одержимым» с улицы Бегли.

Но парень не боялся неудач и презирал страх перед проигрышами. В 1902 году Форд участвовал в автогонках и сумел опередить действующего чемпиона США.

Задачей изобретателя была реклама автомобиля и демонстрация его достоинства, и парень достиг желаемого результата.

Молодой Генри Форд

В 1903 году начинающий бизнесмен создал компанию «Ford Motor» и приступил к производству автомобилей «Ford A». Изобретатель хотел предоставить покупателям машину универсального образца, которая бы отличалась надёжностью и экономичностью.

Постепенно Форд сделал конструкцию машины значительно проще, стандартизировал различные механизмы и детали. Изобретатель впервые использовал для производства машин конвейер, что было настоящим новаторством.

Талантливый бизнесмен добился прорыва в автомобилестроении и занял лидирующие позиции в этой отрасли.

Генри Форд не боялся трудностей и боролся даже с самым сильным противником. Когда «Ford Motor» столкнулась с синдикатом автомобилестроителей, молодой предприниматель оказал сопротивление.

Ещё в 1879 году Джордж Селден получил патент на проект автомобиля, но не реализовал его. Когда другие компании занялись производством автомобилей, изобретатель стал обращаться в суд.

После первого выигранного дела ряд фирм купили у него лицензии и создали ассоциацию производителей автомобилей.

Автомобиль Генри Форда

Судебное разбирательство против Форда началось в 1903 году и длилось до 1911 года. Промышленник отказался покупать лицензию и обещал защиту своим клиентам.

В 1909 году Форд проиграл дело, но после его пересмотра суд постановил, что все автомобилестроители действовали в рамках закона и не нарушали патентные права Селдена, так как применяли двигатель иной конструкции.

В итоге, объединение автомобилестроителей распалось, а Форд завоевал славу борца за интересы покупателей.

Успех пришёл к талантливому изобретателю в 1908 году с началом выпуска «Форда-Т». Детище Форда отличалось простой отделкой, демократичной ценой и практичностью. Даже Эрнест Хемингуэй выбрал этот автомобиль, переделанный под санитарную машину.

Автомобиль Генри Форда модели “Форд-Т”

Продажи компании «Ford Motor» быстро возрастали, ведь автомобили Форда были качественные, но недорогие. При этом стоимость «Форда-Т» с годами падала: если в 1909 году цена авто составляла 850 долларов, то в 1913 году упала до 550.

На 1910 год приходится строительство Генри Фордом завода «Хайленд парк». Спустя три года здесь стали применять сборочный конвейер. Сначала был собран генератор, а потом и двигатель.

Сборкой каждого двигателя занималось несколько десятков рабочих, которые выполняли отдельные операции и этим сокращали время производства. Также применялась движущаяся платформа, в результате чего шасси изготавливались в два раза быстрее.

Подобные эксперименты затрагивали многие стороны производственного процесса, повышая его продуктивность и экономичность.

Конвейер на заводе Генри Форда

Постепенно промышленник закупил рудники, угольные шахты и открыл новые заводы. Так Форд добился полного производственного цикла: от добычи руды до выпуска готовых машин. В итоге бизнесмен создал целую империю, которая не зависела от других компаний и внешней торговли. На 1914 год Форд выпустил 10 млн. автомобилей или 10% всех автомашин мира.

Генри Форд стремился улучшить условия труда на заводах. С 1914 года зарплата рабочих возросла до 5 долларов в день. Но чтобы получать такие деньги, сотрудники обязывались расходовать их разумно. Если же заработок тратился на выпивку, тогда работника увольняли.

На предприятиях устанавливался режим работы в три смены по 8 часов, вместо двух по 9 часов. Также предприниматель ввёл один выходной и оплачиваемый отпуск.

Хотя от рабочих требовалось соблюдение жёсткой дисциплины, хорошие условия притягивали тысячи людей, и Форд не испытывал недостатка в кадрах.

Тем не менее, до 1941 года на заводах американского промышленника действовал запрет на профсоюзы.

Завод Генри Форда

В начале 20-х годов Форд продавал больше автомобилей, нежели все конкуренты в совокупности. Из десяти реализуемых в США машин семь производись компанией Форда. В этот период промышленника стали называть «автомобильным королём».

С 1917 года США участвовали в войне в составе Антанты. Тогда заводы Генри Форда занялись выполнением военных заказов и производили каски, противогазы, подводные лодки и танки.

Но предприниматель подчёркивал, что не хочет зарабатывать на кровопролитии и обещал вернуть казне полученную прибыль.

Патриотический порыв Форда приветливо встретили соотечественники, что подняло авторитет промышленника.

Танк Генри Форда Ford-M1918

После войны талантливый изобретатель столкнулся с новой проблемой – падением продаж «Форда-Т». Ассортимент «Ford Motor» был ограниченным, а покупатель хотел разнообразия.

Высказывание Форда о том, что он может предложить авто любого цвета, если таковым цветом будет чёрный, соответствовало действительности, но уже не отвечало потребностям рынка.

Предприниматель делал ставку на доступность, реализуя авто в кредит, но фирма-конкурент «General Motors» предложила разнообразие моделей и вырвалась вперёд.

Продажи стремительно падали, и на 1927 год Форду угрожало банкротство. Тогда изобретатель остановил производственный процесс и занялся созданием нового автомобиля.

Форду также помогал сын, который участвовал в разработке дизайна авто. В том же году промышленник презентовал модель «Форд-А», которая отличалась эффектным внешним видом и улучшенными техническими характеристиками.

Эти нововведения вернули Форду лидерские позиции на автомобильном рынке.

Автомобиль Генри Форда модели “Форд-А” 1927 года

Ещё в 1925 году предприниматель решил создать авиакомпанию, которая получила название «Ford Airways». Затем Форд приобрёл фирму Уильяма Стоута и стал производить авиалайнеры.

Впоследствии особой популярностью пользовался «Форд Тримотор». Этот пассажирский самолёт находился в серийном производстве в течение 1927-1933 годов. Было произведено 199 экземпляров, которые эксплуатировались до 1989 года.

В 20-х годах Генри Форд поддерживал экономические отношения с СССР. Первый советский трактор серийного производства «Фордзон-Путиловец», презентованный в 1923 году, создавался на основе трактора «Фордзон». В течение 1929-1932 годов сотрудники «Ford Motor» содействовали строительству и реконструкции заводов в Москве и Горьком.

Самолет Генри Форда “Форд Тримотор”

В первые годы Великой депрессии компания Форда уверенно держалась на плаву, но в 1931 году кризис затронул «Ford Motor». Падение продаж и возрастание конкуренции вынудили Форда снова закрыть часть заводов и снизить зарплаты оставшимся работникам. Возмущённая толпа стала прорываться к заводу «Руж», полиция разогнала людей только с помощью оружия.

В очередной раз Форд нашёл выход из сложной ситуации благодаря новому изобретению. Промышленник представил «Ford V 8» – автомобиль спортивного образца, скорость которого достигала 130 км/час. Новый продукт позволил возобновить полноценную работу компании и нарастить объёмы продаж.

Политические взгляды и антисемитизм

В биографии Генри Форда есть несколько страниц, которые вызывали осуждение у современников.

Так, ещё в 1918 году изобретатель купил издание «The Dearborn Independent» и спустя два года стал распространять антисемитские идеи.

В 1920 году ряд публикаций этой тематики были объединены в одной книге – «Международное еврейство». Впоследствии идеи и публикации Форда активно использовали нацисты для воздействия на молодое поколение.

Генри Форд

В 1921 году с осуждением взглядов изобретателя выступили 119 выдающихся граждан США, в том числе три президента. В 1927 году Форд признал допущенные ошибки и опубликовал письмо с извинениями в СМИ.

Предприниматель поддерживал связь с НСДАП и даже оказывал нацистам финансовую поддержку. Гитлер восхищался Фордом и хранил портрет изобретателя в мюнхенской резиденции. В книге «Моя борьба» упомянут только один американец – Генри Форд. В оккупированном нацистами городе Пуасси (Франция) с 1940 года действовал завод Генри Форда, производивший автомобили и авиационные двигатели.

Личная жизнь

В 1887 году Генри Форд женился на Кларе Брайант – дочери простого фермера. «Автомобильный король» жил с Кларой дружно и счастливо. Жена стала надёжной опорой для талантливого изобретателя.

Брайант верила в мужа, когда над ним смеялись горожане и критиковали коллеги.

Однажды в интервью Форд сказал, что хотел бы прожить ещё одну жизнь лишь в том случае, если бы мог снова жениться на Кларе.

Генри Форд с женой

У супругов родился только один сын Эдсел (1893-1943), который впоследствии стал главным помощником отца. Между Генри Фордом и Эдселом часто возникали споры, но это не мешало их дружеским отношениям и совместной работе. Отец был трезвенником, любил деревенские танцы и наблюдение за полётом птиц, а сын предпочитал современное искусство, джаз, шумные вечеринки и коктейли.

Смерть

«Автомобильный король» управлял «Ford Motor» до 30-х годов, после чего передал управление Эдселу. Причиной ухода бизнесмена от руководства компанией стали конфликты с партнёрами и профсоюзными организациями.

Сын Форда с 1919 года исполнял обязанности президента, поэтому полностью справлялся с новыми полномочиями. После смерти сына в 1943 году от рака желудка старый промышленник снова возглавил автомобильную империю.

Но преклонные годы не позволяли Форду управлять компанией на должном уровне, а потому спустя два года он уступил бразды правления внуку – Генри Форду II. Умер выдающийся изобретатель 7 апреля 1947 года от кровоизлияния в мозг. На то время Форду исполнилось 83 года.

«Автомобильный король» сумел реализовать детскую мечту, оставив после себя одну из крупнейших автомобильных компаний мира. При этом основной задачей промышленника был не заработок, а улучшение жизни людей с помощью любимого занятия – изобретения и производства автомобилей.

После себя Генри Форд оставил автобиографию «Моя жизнь, мои достижения», в которой красочно описал методы организации труда на предприятии. Изложенные в этой книге идеи переняли многие компании, а цитаты из высказываний изобретателя остаются актуальными и сегодня.

Ещё в 1928 году бизнесмен получил медаль Эллиота Крессона за достижения в автомобильной индустрии. Истории жизни и достижений Форда посвящено множество книг и фильмов. Так, в 1987 году в Канаде вышла кинолента Аллана Истманса «Форд: человек-машина», рассказывающая об изобретателе как об одном из символов Америки.

Цитаты

  • «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно.

    Энтузиазм — это основа любого прогресса»

  • «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»
  • «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения»
  • «Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит»
  • «Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей»
  • «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять»

Дмитрий Лысенков

Российский актёр театра и кино

Источник: //24smi.org/celebrity/5018-genri-ford.html

Проф-юрист