Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

Какие следственные действия проводятся до возбуждения уголовного дела?

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

По общему правилу все следственные действия, производимые сотрудниками следствия и дознания, должны начинаться лишь с момента возбуждения уголовного дела. Так гласит буква закона, но в реальности это не всегда уместно.

На практике нередко процесс возбуждения уголовного дела существенно осложняется бюрократическими трудностями, вследствие чего теряется драгоценное для раскрытия преступления время.

Для решения этой проблемы законодательством предусмотрены исключения, позволяющие производить следственные действия до возбуждения уголовного дела.

О том, какие следственные действия проводятся до возбуждения уголовного дела, расскажем в данном материале статьи.

Что такое следственные действия?

Следственные действия – это производимые в рамках уголовного дела уполномоченными сотрудниками мероприятия и действия, необходимые для установления обстоятельств произошедшего и сбора доказательств по делу.

Следственные действия всегда обеспечены силой государственного принуждения.

Разрешение на производство следственного действия выносит либо суд, либо сам следователь. Судебное одобрение требуется лишь для незначительного перечня следственных мероприятий.

Иногда к их осуществлению могут быть привлечены сотрудники оперативного розыска или эксперты, призванные к процедуре самим следователем.

Следственные действия должны отвечать следующим признакам:

  • Не должны угрожать жизни и здоровью участников следственных действий;
  • Не могут проводиться в ночное время, если нет на это веских оснований;
  • Могут производиться при помощи технических средств фиксации информации.

На основании постановления следователя проводятся такие следственные действия, как выемка, обыск, эксгумация и освидетельствование.

Проведение всех следственных мероприятий должно фиксироваться документальным оформлением протокола следственного действия за подписью всех его участников.

Виды следственных действий по УПК РФ

В УПК РФ представлен не однозначный перечень следственных действий. К ним могут быть причислены и иные действия сотрудников следствия, которые отсутствуют в этом списке, но имеют важность для уголовного дела.

Итак, к самым часто используемым следственным действиям относятся:

  • Очная ставка и допросы участников уголовного дела;
  • Выемка и обыск;
  • Осмотр места происшествия;
  • Проверка показаний на месте;
  • Следственные эксперименты;
  • Опознание и освидетельствование;
  • Экспертиза.

Помимо прочего в качестве следственного действия могут применяться: наложение ареста на почту подозреваемого, запись его переговоров, получение данных его связей от оператора и т.д.

Задержание преступника и арест его имущества не признаются следственными действиями.

Все протоколы следственных действий позже включаются в материалы уголовного дела. Некоторые из них даже сопровождаются фотографиями.

Обязательного судебного разрешению требует ряд следственных мероприятий:

  • Эксгумация трупа при несогласии на это его родных;
  • Обыск;
  • Осмотр жилища при условии, что другие жильцы против этого;
  • Выемка документации, содержащей конфиденциальную информацию;
  • Получение данных с банковских счетов;
  • Запись телефонных разговоров;
  • Запрос на распечатку звонков клиента оператора связи.

Весь выше обозначенный перечень действий, проводимых следователем, должен быть осуществим после возбуждения дела.

О том, какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения уголовного дела, поговорим далее.

Случаи, не терпящие отлагательств

Все досудебные разбирательства по делу зафиксированы во 2 части УПК РФ. Состоит она из двух разделов.

Раздел № 7 рассматривает все, что касается возбуждения уголовного дела. Раздел № 8 закрепляет порядок предварительного расследования, который, казалось бы, тоже относится к факту возбуждения уголовного дела.

Однако, сам Кодекс указывает, что в ряде случаев некоторые из следственных действий могут предшествовать возбуждению дела. Ряд случаев в этом контексте носит название – «не терпящие отлагательств».

В принципе, в ст. 144 УПК РФ дается расшифровка тех действий, которые могут осуществлять сотрудники следствия или дознания в тот момент, когда они получили сообщение о преступлении.

К ним, в частности, относятся:

  • Получение объяснений;
  • Получение образцов для сравнительного исследования;
  • Истребование документов и предметов;
  • Назначение судебной экспертизы;
  • Производство осмотра места происшествия и документов;
  • Осмотр трупа;
  • Освидетельствование;
  • Производство документальных проверок и ревизий.

Все это может иметь место до возбуждения дела тогда, когда ситуация не терпит отлагательств. Самой расшифровки такого понятия как «не терпящее отлагательств» в законодательстве нет.

А при этом очевидно, что, если возникнет вопрос об обоснованности совершенного следственного мероприятия, оно может быть признано незаконно осуществленным и вовсе отменено.

Остановимся на рассмотрении некоторых их тех действий, что допустимы для проведения до возбуждения уголовного дела.

Осмотр места происшествия

Осмотру места происшествия в УПК РФ посвящена ст. 176. Производится он для обнаружения обстоятельств дела и доказательств по нему.

Данное следственное мероприятие позволяет решить следующие задачи:

  • Изъятие следов преступления;
  • Выяснение обстоятельств совершенного преступления;
  • Сбор первичной информации;
  • Проверка вещей и предметов на месте происшествия на предмет значимости по делу в качестве вещественного доказательства.

Осмотр жилища в 2019 году может проводиться только на основании судебного решения или с согласия проживающих в нем лиц.

Все существенные записи по осмотру места происшествия отражаются в протоколе, в том числе, и отсутствие на следственном действии важных участников.

Протокол должен быть подписан всеми, кто был на осмотре. При нежелании оставлять в нем свою подпись, они обязаны написать разъяснение отказа.

Оперативность осмотра места происшествия обусловлена тем, что через время многие улики могут исчезнуть и выявить их потом уже будет невозможно.

Осмотр трупа

Осмотр трупа может быть, как самостоятельным следственным мероприятием, так и проводиться в рамках осмотра места происшествия. В первом случае его результаты заносятся в отдельный протокол, во втором случае – протокол для двух следственных действий является единым.

Осмотр трупа должен производиться в присутствии медицинского эксперта или врача.

Участие понятых в данном мероприятии обязательно. Труп тоже является той важной деталью расследования обстоятельств дел, оперативный анализ которой позволяет разрешить множество противоречий.

Труп человека быстро разлагается, начинает внешне и внутренне меняться. Обнаружить какие-то важные детали может быть трудно, спустя некоторое время после смерти человека.

Освидетельствование участников преступления

Освидетельствование представляет собой следственное действие, которое помогает определить без проведения судебно-медицинской экспертизы телесные повреждения, характер особых примет на человеке, установление или опровержение факта опьянения.

Освидетельствование может проводиться в отношении подозреваемого, потерпевшего или свидетеля с его согласия.

Проведение освидетельствования имеет свои ключевые особенности:

  • Осуществляется на основании постановления следователя.
  • Проводится самим следователем при участии врача или другого специалиста.
  • Когда требуется в рамках освидетельствования раздевание лица противоположного пола следственное действие проводит врач самостоятельно, без участия следователя.
  • Фото- и видеозапись освидетельствования возможна с согласия того, кого освидетельствуют.

Все, что было обнаружено в ходе осмотра, должно быть записано в протоколе освидетельствования. Обычно первичный осмотр уже дает точное представление о характере повреждений и особенностях совершенного деяния.

Судебная экспертиза, при этом, лишь описывает те процессы, которые происходят внутри организма и не видны обычному глазу.

В том случае, если проведение этих следственных действий будет признано не основательным, в отношении сотрудников следствия или дознания могут быть применены санкции в виде дисциплинарного взыскания.

Когда же будет доказана невиновность лица, в отношении которого производились следственные действия до возбуждения уголовного дела, могут возникнуть более серьезные последствия для следователя.

С огромным числом уголовных дел органы дознания, следствия и полиции нередко не справляются. Возбуждение уголовных дел у них откладывается при этом без законных оснований на неопределенные сроки.

Виновные при этом лица продолжают ходить по улицам и представлять опасность для общества.

Нередко именно проведение немедленных следственных действий, сразу после получения информации о возможном преступлении, может спасти чью-то жизнь или сохранить большую часть похищаемого имущества.

Источник: //ugolovnyi-expert.com/sledstvennye-dejstviya-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/

Изъятие документов в организации: как и кем оно может проводиться

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.

Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности.

Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель.

До возбуждения уголовного дела основными видами изъятия документов являются:

  • изъятие документов налоговыми органами;
  • изъятие документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (органы МВД, ФСБ и др.).

Порядок изъятия документов налоговыми органами регламентирован Налоговым кодексом РФ. Изъятие может производиться исключительно в рамках выездной налоговой проверки. Изъятие документов в ночное время исключается.

Изъятие документов производится на основании Постановления о производстве выемки. По общему правилу, закрепленному в ст.

94 НК РФ, оригиналы документов не изымаются; изъятие подлинников допускается исключительно в случаях, когда имеются основания полагать, что документы будут утрачены, скрыты или уничтожены.

При этом в случае изъятия подлинников с них изготавливаются копии, которые после заверения передаются лицу, у которого было произведено изъятие, не позднее пяти рабочих дней с момента изъятия. В ходе производства выемки составляется протокол выемки, копия которого вручается по завершении лицу, у которого произведена выемка.

Порядок изъятия документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности регламентирован прежде всего ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», законами, посвящёнными деятельности отдельных правоохранительных органов (например, Закон «О полиции» и др.), а также внутренними приказами и инструкциями министерств и федеральных служб.

Так, порядок изъятия документов органами внутренних дел описан в «Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», утверждённой приказом МВД РФ N 199 от 01.04.2014 года с последующими изменениями и дополнениями.

Основанием для проведения изъятия документов органами полиции является Распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Распоряжение подписывается одним из руководителей центрального или территориального подразделения органов внутренних дел при наличии сведений о совершении действий, влекущих уголовную ответственности, если оснований для возбуждения уголовного дела не имеется.

В отличие от выемки налоговыми органами изъятие документов сотрудниками полиции в рамках обследования может в исключительных случаях проводится в ночное время. Документы изымаются как в подлинниках, так и в копиях; при изъятии документов в подлинниках копии передаются лицу, у которого произведено изъятие.

При необходимости в изъятии могут принимать участие силы специального назначения МВД РФ, поэтому адвокат при доследственной проверке — это лицо, чьей помощью пренебрегать не следует.

В ходе изъятия документов ведётся протокол обследования, копия или второй экземпляр которого вручается лицу, у которого произведено изъятие.

Изъятие документов в ходе расследования по возбужденному уголовному делу

Изъятие документов в ходе расследования уголовного дела осуществляется при производстве следственных действий, а именно: обыска, выемки, осмотра места происшествия. Порядок производства следственных действий и изъятия в ходе них предметов и документов указан в соответствующих статьях УПК РФ.

В завершение, несколько советов на случай проведения изъятия документов в Вашей организации:

  1. Не следует держать документы организации по месту нахождения самой организации. Наиболее защищённый в этом смысле вариант, который не запрещён законом: передача документов на хранение специализированным организациям на основании заключённого договора, хранение информации на удаленных серверах.

  2. Если к Вам пришли сотрудники контролирующих или правоохранительных органов, проверьте и запишите данные их удостоверений, внимательно ознакомьтесь с документом, на основании которого производится изъятие (Распоряжение о проведении обследования, Постановление о производстве выемки, Постановление о производстве обыска и др.).

  3. Свяжитесь с адвокатом и попросите его срочно прибыть для участия в изъятии документов. Участие адвоката в предварительном следствии, и, в частности, при проведении изъятия, значительно повысит ваши шансы на удачный исход дела.

  4. Внимательно следите за процедурой изъятия, требуйте, чтобы все участники изъятия, все изъятые предметы и документы, все действия в ходе изъятия были отражены в протоколе.

  5. При подписании протокола укажите в нем те ошибки или нарушения, которые, на Ваш взгляд, были допущены в ходе изъятия документов.

  6. Если обеспечить участие адвоката в ходе изъятия документов не получилось, свяжитесь и проконсультируйтесь с ним по окончании изъятия документов: не забывайте, изъятие документов производится для документирования допущенного правонарушения, поэтому зачастую за ним может последовать возбуждение уголовного дела.

Во всех случаях, когда к Вам, в Вашу организацию пришли сотрудники налоговых органов, органов ГУЭБиПК и иных подразделений МВД РФ, органов ФСБ РФ, Следственного комитета РФ для изъятия документов и предметов, обследования помещения, производства следственных действий, Вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов. Звоните, и адвокат оперативно подъедет к Вам для оказания правовой помощи в любое время суток семь дней в неделю.

Источник: //www.advo24.ru/publication/izyatie-dokumentov.html

Проверочные действия в стадии возбуждения угловного дела — курсовая работа

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

     Практика показывает, что должностные лица, перечисленные в статье 447 УПК, часто отказываются давать какие-либо объяснения даже по поводу обстоятельств дел, которые вообще не затрагивают их профессиональной деятельности, ссылаясь при этом на свою неприкосновенность.

33 Однако понятие неприкосновенности распространяется на момент возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица и связанные с этим следственные действия. Допустим, судьи, согласно ст. 10 Закона РФ “О статусе судей”, не обязаны давать объяснения только по рассматриваемым им уголовным делам.

Ничего иного закон не предусматривает.

     Исходя из выше сказанного проверка сообщения о преступлении – это деятельность уполномоченных лиц, урегулированная УПК РФ и другими нормативно-правовыми актами, направленная на соотношение с действительностью обстоятельств изложенных в сообщении о преступлении, закреплении первоначальной информации о преступлении процессуальным и не процессуальным способами для дальнейшего использования при расследовании уголовного дела.

     В соответствии со статьей 144 УПК РФ в число прямо уполномоченных законом  должностных лиц по проверке сообщений о преступлении являются следователь, дознаватель, орган дознания.

Однако анализ иных норма УПК РФ позволяет отнести к данным лицам и начальника подразделения дознания, и руководителя следственной группы, и руководитель следственного органа, это обусловлено правом данных должностных лиц, возбуждать уголовное дело.

     Данная деятельность урегулирована статьей 144 УПК РФ, большим количеством приказов, в том числе Министерства Внутренних дел РФ, Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности. Значит что эта деятельность не абсолютно уголовно процессуальная.

Но поскольку порядок, сроки, основания определены в УПК РФ, порядок отдельных проверочных мероприятий прямо урегулирован уголовно-процессуальным законом, круг лиц имеющих право осуществлять проверку также указан в УПК РФ данный вид деятельности следует относить именно к уголовно-процессуальному.

     Целью проверки является выявление признаков преступления. Выявление признаков преступления не означает установления состава преступления – субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны. Для наличия оснований к возбуждению уголовного дела достаточно выявить лишь общие признаки объективной стороны преступления, то есть внешние признаки события преступления.

Все остальные юридически значимые обстоятельства проверяются на следующей стадии – стадии предварительного расследования. Выявление производиться на основании информации изложенной в сообщении о преступлении, иными словами сравнение данной информации с действительностью.

В случае, когда информация в сообщении совпадает, то подтверждается тот или иной повод к возбуждению уголовного дела.

     Закрепление не больших сроков проверки обязывает проводить ее незамедлительно, что способствует собиранию большого количества доказательств, так как на следы преступления не оказала непреодолимая сила – время.

     Из вышесказанного можно сделать выводы относительно значимости данного вида деятельности. Значение заключается в подготовке информации по уголовному делу. Данная информация может содержаться как в процессуальных актах, например протокол осмотра места происшествия. Так и нероцессуальных – объяснения очевидцев, рапорта должностных лиц.

Непроцессуальные это своеобразные направляющие, в которых следователю, дознавателю необходимо работать и в последующем они могут стать процессуальными. Например, признание очевидца свидетелем и проведение опроса свидетеля.

Качество проведенной проверки сообщения о преступлении сильно скажется на качестве предварительного расследования и на ходе уголовного дела в целом.

     По мнению И. Л.

Петрухина «Проверка заявления и сообщений о преступлениях – ядро процессуальной стадии возбуждения уголовного дела»34, однако как далее указывает автор по стольку проверка в значительной мере производиться непроцессуальными методами, зачем она включена в УПК РФ. Посмеем не согласиться с мнением данного автора, так как в число способов проверки помимо указанных в статье 144 УПК РФ входят чисто процессуальные.

     Анализ норм статьи 144 УПК РФ позволяет отнести к числу проверочных действий следующие:

  1. принятие и составление протокола о сообщении, о преступлении;
  2. требование производства документальных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов;
  3. истребование имеющихся в распоряжении средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, и данных о лице, предоставившем указанную информацию.

     Вместе с тем согласно  части 2 статьи 176 УПК РФ, части 4 статьи 178 УПК РФ и части 1 статьи 179 УПК РФ до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства могут, быть проведены следующие следственные действия: осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование. По стольку данные способы проверки сообщений о преступлении относиться к следственным действиям, результаты их проведения являются доказательствами по уголовному дела, что обязывает проводить их в строгом соответствии с законом.

     Из этого можно сделать вывод о частичной правоте И. Л. Петрухина, так как имеются случаи, когда те или иные действия не предусмотрены в УПК. Так, например В. М.

Быков приводит следующие действия применяемые на практике: «часто проводиться контрольные закупки товаров, оперативно-разыскные действия, получения образцов, ведомственная проверка, опрос лиц, ознакомление с обстановкой на месте, изучение документов, изъятие предметов и документов, судебно-медицинское освидетельствование и др.»35

     Более подробно остановимся на таких проверочных действиях, как получение объяснения от граждан и должностных лиц, производства документальных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов.

     §1. Получение объяснений как проверочное действие на стадии возбуждения уголовного дела.

     В уголовно-процессуальном законе советского периода указывалось на возможность при проверке сообщения о преступлении получения объяснения от граждан и должностных лиц. При этом законодатель не регламентировал порядок производства названного процессуального действия.

На следственной практике широко использовалось получение объяснений в ходе доказательственной деятельности первоначального этапа уголовного процесса.

Сегодня многие практические работники высказываются за восстановление этого способа проверки сообщения о преступлении в действующем УПК РФ36.

     Однако некоторые авторы возражают против практики получения объяснений от граждан и должностных лиц в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении. Так, например, М.С.

Шалумов пишет: «Какие бы заявления ни делал или объяснения, ни давал гражданин до возбуждения уголовного дела, они не приобретают статуса допустимого доказательства, поскольку не заменяют показаний, полученных на допросе»37.

     Возможно объяснение гражданина и должностного лица, данное им дознавателю, следователю или прокурору в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении, представляет собой другой вид доказательств – это иные документы, предусмотренные статье 84 УПК РФ. В части 1 названной статьи УПК РФ указывается, что иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ.

     Так же на стадии возбуждения уголовного дела принуждение минимизировано.

При производстве предварительной проверки сообщения о преступлении применение мер уголовно-процессуального принуждения не допускается.

Опрашиваемый не может нести ответственности и соответственно не предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, а также не может быть подвергнут приводу.

     Объяснения заявителей, очевидцев преступления, пострадавших от преступления и лиц, в отношении которых проводится проверка по сообщению о преступлении, способствуют установлению обстоятельств происшедшего события и позволяют указанным лицам изложить свою позицию относительно информации, содержащейся в сообщении о преступлении. С точки зрения законодателя полученные в ходе проверки объяснения послужить лишь отправным пунктом к проведению допроса того или иного лица, после возбуждения уголовного дела, придания данному лицу определенного уголовно-процессуального статуса. А протокол допроса, полученный в соответствии с УПК РФ, уже будет доказательством, содержащим по сути то же доказательство что и объяснение – устные показания лица. В случаях, когда лицо давшее объяснение не может быть допрошено, например, в связи со смертью, данное доказательство не будет облечено в процессуальную форму, и может потерять статус доказательства. Целью получения объяснений в ходе проверки общения о преступлении является установление достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Иногда это может привести к не раскрытию преступления, или привлечения невиновного лица к уголовной ответственности.

     Исходя из этого, нельзя не согласиться с В. М. Быковым, который утверждает, что УПК РФ следует внести дополнения и предоставить право соответствующим должностным лицам при предварительной проверке сообщения о преступлении получать объяснения как от граждан, так и от должностных лиц.38

     §2. Производство документальных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов.

     Одними из основных средств проверки сообщения о преступлении выступают истребование предметов и документов и получение объяснений.

     Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, законности действий руководителя и главного бухгалтера и других лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление, а также представление в вышестоящую организацию бухгалтерской отчетности.

     Документальная проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

     По общему правилу цель ревизии или документальной проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и денежных средств в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии или документальной проверки является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по направлениям, изложенным в типовом задании на проведение документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.39

     Поскольку данные средства проверки не закреплены в УПК РФ ни в каком качестве, то с целью придания им правового режима их производство определяется нормами, в большинстве случаев содержащимися в Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г.

“О полиции”.

В частности, сотрудники милиции имеют право осуществлять проверку документов, получать объяснения, задерживать, досматривать и изымать предметы и документы, осматривать помещения, транспортные средства и грузы, проводить медицинское освидетельствование.

     По мнению одних ученых, «сложившийся порядок истребования предметов и документов недопустим и не соответствует уголовно-процессуальному закону, так как деятельность по поводу установления оснований к возбуждению уголовного дела проводится вне рамок процесса».

40 Позиция же других процессуалистов заключается в том, что уголовно-процессуальный закон, несмотря на его внешнюю строгость и обязательность исполнения в определенной форме, всегда оставляет место правоприменителю для усмотрения, выбора поведения и принятия решения41.

В связи с отмеченным А.М.

Баранов уточняет: «Процессуальная форма, с одной стороны, должна дисциплинировать правоприменителя и участников возникающих правоотношений, с другой – гарантируя обеспечение прав граждан, она не должна создавать ненужных формальных препятствий для самого производства»42

     На первый взгляд, убедительные аргументы в пользу своей позиции приводит А.М. Баранов. Его суждения заслуживают внимания, если рассуждать о целостности процессуальной формы в общем. А если же на нее посмотреть в каждом конкретном случае, то возникают определенные вопросы.43

     Во-первых, с какой целью определяется процессуальная форма? Вероятно, чтобы упорядочить какую-то деятельность с целью обеспечения при ее реализации законности и соблюдения прав и законных интересов граждан.

Источник: //student.zoomru.ru/ugolproc/proverochnye-dejstviya-v-stadii-vozbuzhdeniya/105787.848366.s4.html

Уголовно-процессуальная деятельность на стадии возбуждения уголовного дела

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

     Закрепление не больших сроков проверки обязывает проводить ее незамедлительно, что способствует собиранию большого количества доказательств, так как на следы преступления не оказала непреодолимая сила – время.

     Из вышесказанного можно сделать выводы относительно значимости данного вида деятельности. Значение заключается в подготовке информации по уголовному делу. Данная информация может содержаться как в процессуальных актах, например протокол осмотра места происшествия. Так и нероцессуальных – объяснения очевидцев, рапорта должностных лиц.

Непроцессуальные это своеобразные направляющие, в которых следователю, дознавателю необходимо работать и в последующем они могут стать процессуальными. Например, признание очевидца свидетелем и проведение опроса свидетеля.

Качество проведенной проверки сообщения о преступлении сильно скажется на качестве предварительного расследования и на ходе уголовного дела в целом.

Глава III. Проверочные действия в стадии возбуждения угловного дела

     По мнению И. Л.

Петрухина «Проверка заявления и сообщений о преступлениях – ядро процессуальной стадии возбуждения уголовного дела»34, однако как далее указывает автор по стольку проверка в значительной мере производиться непроцессуальными методами, зачем она включена в УПК РФ. Посмеем не согласиться с мнением данного автора, так как в число способов проверки помимо указанных в статье 144 УПК РФ входят чисто процессуальные.

     Анализ норм статьи 144 УПК РФ позволяет отнести к числу проверочных действий следующие:

  1. принятие и составление протокола о сообщении, о преступлении;
  2. требование производства документальных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов;
  3. истребование имеющихся в распоряжении средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, и данных о лице, предоставившем указанную информацию.

     Вместе с тем согласно  части 2 статьи 176 УПК РФ, части 4 статьи 178 УПК РФ и части 1 статьи 179 УПК РФ до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства могут, быть проведены следующие следственные действия: осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование. По стольку данные способы проверки сообщений о преступлении относиться к следственным действиям, результаты их проведения являются доказательствами по уголовному дела, что обязывает проводить их в строгом соответствии с законом.

     Из этого можно сделать вывод о частичной правоте И. Л. Петрухина, так как имеются случаи, когда те или иные действия не предусмотрены в УПК. Так, например В. М.

Быков приводит следующие действия применяемые на практике: «часто проводиться контрольные закупки товаров, оперативно-разыскные действия, получения образцов, ведомственная проверка, опрос лиц, ознакомление с обстановкой на месте, изучение документов, изъятие предметов и документов, судебно-медицинское освидетельствование и др.»35

     Более подробно остановимся на таких проверочных действиях, как получение объяснения от граждан и должностных лиц, производства документальных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов.

Проф-юрист