Избрание ареста в отношении лиц, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы

Наказания не связанные с лишением свободы (стр. 5 из 15)

Избрание ареста в отношении лиц, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы

Международными правовыми актами запрещен принудительный или обязательный труд. Однако в Международном пакте о гражданских и политических правах в п.3 ст.8 содержится разъяснение этого понятия применительно к уголовным наказаниям.

Так, не охватывается терминами “принудительный и обязательный труд” какая бы то ни была работа или служба, которую выполняет лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения.

В отношении лиц, отбывающих наказание, не связанное с изоляцией от общества, согласно международным стандартам при осуждении к наказаниям, связанным с обязательной трудовой деятельностью осужденного, требуется их согласие. Это указано в п.3.

4 Токийских правил, который гласит: “Не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на правонарушителя и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия правонарушителя”.

Следует отметить, что в зарубежной практике назначения наказаний нет мер, аналогичных отечественным обязательным работам, суду необходимо согласие осужденного на выполнение этих работ.

В противном случае эти наказания связываются с понятием принудительного труда, к тому же при отсутствии согласия значительно повышается вероятность уклонения от отбывания этих наказаний. Действующий порядок назначения обязательных работ в Российской Федерации не предусматривает получение согласия осужденного для исполнения назначенных ему обязательных работ. Однако представляется, что введение этого законодательного положения поможет свести к минимуму случаи уклонения от отбывания этого наказания[32].

В первоначальной редакции УК РФ 1996 г. обязательные работы предусматривались в 66 санкциях статей Особенной части, что составляло 12,4% от всех санкций[33].

В настоящее время наказание в виде обязательных работ упоминается в 85 санкциях статей Особенной части УК РФ (13,6% всех санкций УК), предусматривающих ответственность за преступления небольшой и средней тяжести. Лидируют по числу санкций, содержащих обязательные работы, гл.

19 УК РФ “Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина” (14 санкций) и глава 22 “Преступления в сфере экономической деятельности” (12 санкций).

Обязательные работы, по нашему мнению, как вид наказания имеют ряд положительных моментов: во-первых, осужденный не изолируется от общества и не лишается свободы, он сохраняет основное место работы или может продолжить учебу, в наказании отсутствуют жесткие карательные элементы.

Представляется, что оно должно быть весьма действенным при борьбе с так называемой “беловоротничковой” преступностью, так как это наказание, исполняемое в отношении бывшего чиновника, к тому же приобретает элементы и позорящего наказания, так как состоит в выполнении непрестижной и считающейся малопривлекательной работы.

Обязательные работы представляются наказанием, имеющим большие перспективы в отечественной уголовной юстиции.

Однако, для того чтобы это наказание эффективно воздействовало на осужденного, требуется ряд мер, связанных с увеличением штата уголовно-исполнительных инспекций, с механизмом взаимодействия данных подразделений УИС с органами местного самоуправления по определению осужденным конкретного вида работ, а также контролю за их выполнением[34].

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” сущность и содержание наказания в виде исправительных работ подверглись серьезным изменениям.

Ранее осужденный отбывал исправительные работы по месту его основной работы, в настоящее время в соответствии с ч.1 ст.50 УК РФ исправительные работы могут быть назначены только осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в районе места жительства осужденного.

Таким образом, эти изменения существеннейшим образом сузили круг лиц, которым может быть назначено данное наказание. Теперь исправительные работы назначаются только безработным, и сущность этого наказания заключается в принудительном трудоустройстве с последующим удержанием в доход государства части заработной платы.

Представляется, что данное решение крайне негативно сказывается на практике назначения и исполнения данного наказания. Так, если в 2003 г. к исправительным работам было осуждено 43,1 тыс. человек (что составляло 5% всех осужденных), то в 2004 г. их число сократилось на 30% и составило 30,1 тыс. человек (4% всех осужденных).

Представляется, что изменения, касающиеся исправительных работ, могут привести к увеличению числа лиц, осуждаемых к лишению свободы[35].

Особенная часть УК РФ содержит 115 санкций, предусматривающих исправительные работы (19,3% всех санкций). Но это наказание, так же как и обязательные работы, имеет ряд положительных моментов.

Во-первых, материальное положение осужденного не только не ухудшается, а напротив, улучшается, при этом он получает постоянный источник дохода при добросовестном отношении к труду.

Во-вторых, осужденные привыкают работать днем и отдыхать в вечернее и ночное время, то есть учатся жить обычной жизнью, которая свойственна большей части правопослушных граждан.

Международные правовые акты, а в частности Токийские и Европейские правила, особое внимание уделяют последствиям уклонения осужденного от отбывания наказания.

Так, в данных документах отмечается, что осужденный должен быть детально информирован относительно оснований замены первоначально назначенного ему наказания и иметь полный доступ ко всем связанным с этим документам. Решение о замене лицу наказания может быть принято только органом, вынесшим первоначальное решение, но не исполняющим приговор.

Правила особо подчеркивают, что замена первоначально назначенного наказания на связанное с лишением свободы может быть осуществлена только при отсутствии других подходящих альтернативных мер.

С учетом этого следует признать недостатком отечественной системы видов уголовных наказаний отсутствие действующих наказаний в виде ограничения свободы и ареста, так как при уклонении от отбывания наказаний, альтернативных лишению свободы, практически отсутствует возможность назначения иных мер, не связанных с лишением свободы[36].

Выводы по 1 главе

1. Связь между различными этапами в развитии права и государства, состоит в сохранении их определенных элементов, к которым относится и преемственность в системе уголовных наказаний.

2. Положительная практика применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в ряде зарубежных стран, свидетельствует о необходимости применения “альтернативных” видов наказаний в Российской Федерации.

3. В течение последних лет практика назначения наказаний в Российской Федерации характеризуется все более частым применением наказаний, связанных с лишением свободы. Более частое назначение наказаний, не связанных с лишением свободы, будет способствовать гуманизации всего процесса применения уголовных наказаний в России.

4. Необходимость отмены некоторых видов наказаний (конфискации имущества и лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) диктуется экономическими условиями, сложившимися на сегодняшний день в нашей стране.

5. Практика применения уголовных наказаний, как связанных с лишением свободы, так и не связанных с изоляцией от общества, свидетельствует о необходимости внесения изменений в действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

2.1 Наказания, связанные с возложением трудовых обязанностей

Обязательные работы – это основной вид наказания, который назначается трудоспособным лицам и заключается в неоплачиваемом выполнении в свободное от оплачиваемой работы или учебы время общественно-полезных, необходимых в районе жительства осужденного физических работ, предоставляемых органами местного самоуправления, и исполняется уголовно-исполнительными инспекциями в течение определенного судом времени[37].

Обязательные работы – наказание, не связанное с изоляцией осужденного от общества, поэтому элементы кары не достигают в них той остроты проявления, как при осуждении, например, к лишению свободы или аресту[38].

Во-первых, обязательные работы сами по себе не влекут никакого ограничения осужденного в его личной свободе, в том числе и свободе передвижения по стране, чем существенно отличаются от таких видов наказания, как лишение свободы, арест или ограничение свободы.

Источник: //mirznanii.com/a/42157-5/nakazaniya-ne-svyazannye-s-lisheniem-svobody-5

Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы

Избрание ареста в отношении лиц, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы

Нормы УК РФ, определяющие содержание и основные условия назначения наказаний, не связанных с лишением свободы или ее ограничением, характеризуются определенным единством структуры. Унификация структуры ряда статей гл. 9 УК выражается в наличии следующих компонентов:

  • изложения содержания карательного воздействия данного вида наказания;
  • определения объема репрессивного воздействия;
  • установления группы субъектов, к которым применяются эти наказания;
  • установления исключений из общего перечня возможных субъектов, подлежащих исправительному воздействию;
  • определения правовых последствий злостного уклонения от отбывания данного вида наказания.

Штраф

Ст.

46 УК устанавливает, что штраф как вид уголовного наказания заключается в денежном взыскании, назначаемом в пределах, установленных УК, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, определенных законодательством РФ на момент назначения наказания либо в размере, соответствующем части заработной платы или иного дохода осужденного. Из законодательного определения штрафа видно, что его карательное воздействие направлено на существенное ущемление имущественного положения осужденного.

Поэтому штраф, как правило, предусмотрен в санкциях статей Особенной части, предусматривающих ответственность за корыстные преступления. В законе указаны также верхний и нижний пределы штрафа (от 25 до 1000 минимальных размеров оплаты труда).

Штраф может быть назначен судом как в качестве основного, так и дополнительного наказания. При этом его применение возможно лишь тогда, когда этот вид наказания указан в санкции конкретной статьи Особенной части УК. В уголовном законе решается вопрос и об ответственности за злостное уклонение от уплаты штрафа.

В этих случаях он может быть заменен обязательными работами, исправительными работами или арестом.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Сущность этого вида наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности состоит в прекращении (вследствие обвинительного приговора и назначения указанного наказания) трудового договора с администрацией предприятия, учреждения и организации (государственных или частных) и внесении в трудовую книжку осужденного записи, на каком основании и на какой срок он лишается права заниматься определенной деятельностью. Суд в приговоре должен конкретно указать, какие должности он лишен права занимать.

Карательное значение этого вида наказания заключается в том, что оно лишает осужденного права на свободный выбор должности, определенных занятий в течение времени, указанного в приговоре.

Это лишение может иметь своим последствием утрату или ограничение законных льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или Деятельностью осужденного (перерыв специального стажа, снижение размера заработка).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет – в качестве дополнительного наказания.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК) назначается за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4,5 ст. 15).

Обязательные работы

Это новый вид наказания, установленный УК РФ 1996 г. Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления (ст. 49 УК).

Эти работы могут выполняться только трудоспособными людьми и устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. В случае злостного уклонения от обязательных работ они заменяются судом ограничением свободы или арестом.

Отбытое время при этом учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за 8 часов обязательных работ.

Этот вид наказания не применяется к инвалидам; беременным женщинам; женщинам с детьми до 8 лет; женщинам, достигшим 55 лет; к мужчинам старше 60 лет; к военнослужащим, проходящим службу по призыву.

Исправительные работы

Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы, как правило, применяются, когда данный вид наказания предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК. Исправительные работы устанавливаются приговором суда на срок от 2 месяцев до 2 лет и отбываются по месту работы осужденного.

При этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, устанавливаемом приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

В содержании этого вида наказания наглядно реализуется принцип гуманизма уголовного права: осужденный не лишается свободы, не отрывается от семьи, продолжает работать в том же месте, где работал до осуждения.

Это обстоятельство позволяет в известной мере контролировать его поведение администрации и трудовому коллективу.

В то же время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью сравнительно с обязательными работами за счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его заработка.

Таким образом, карательные элементы исправительных работ складываются из: обязательности труда осужденного в прежней или иной организации, когда его труд носит принудительный характер, и материального воздействия – удержания части заработка.

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы исполняются по месту работы осужденного, не означает обязательного оставления его в прежней должности. Преступления нередко связаны именно с занимаемой должностью, поэтому лицо может быть, а иногда и должно быть переведено на иную должность, но приговор должен исполняться там, где работает осужденный.

Исправительные работы оказывают психологическое воздействие на осужденного, реализуя упрек общества и государства. Исполнение наказаний в виде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел.

Обязанности производства удержаний из заработка осужденного, контроль за его поведением возлагается на администрацию по месту работы. За нарушение порядка и условий отбывания данного наказания может применяться взыскание в виде предупреждения о замене исправительных работ ограничением свободы.

При злостном нарушении отбывания наказания инспекция направляет в суд представление о замене этого наказания арестом.

Ограничения по военной службе

Суть этого нового вида наказания в том, что устанавливаются ограничения по военной службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

При этом из денежного содержания осужденного производятся удержания, устанавливаемые приговором суда, но не свыше 20%.

Введение этого наказания выражает стремление законодателя дать возможность военнослужащим, совершившим не тяжкие преступления, продолжать военную службу, выполнять свои профессиональные обязанности.

ограничений по военной службе уголовный закон сводит к двум основным видам:

  • в период установленного приговором срока данного наказания осужденный не может быть повышен в должности, а также в воинском звании;
  • время отбывания наказания не включается в срок выслуги для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе может назначаться только как основное наказание и может применяться лишь к тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту (ст. 51 УК).

Конфискация имущества

Конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, принадлежащего осужденному (ст. 52 УК). Конфискация имущества может назначаться только как дополнительное наказание и лишь в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом.

Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Являясь дополнительным наказанием, конфискация усиливает основное наказание.

Карательное содержание этого наказания состоит в существенном материальном воздействии на осужденного путем изъятия в собственность государства всего либо части имущества, являющегося собственностью осужденного.

В статьях Особенной части УК конфискация указана либо как обязательное дополнительное наказание, либо как возможное. В первом случае суд однозначно должен ее назначить.

Если назначение конфискации имущества предусмотрено в статье как возможное наказание, суд решает вопрос по своему усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

В этих случаях суд должен доказательно обосновать как ее применение, так и неприменение.

В порядке применения конфискации может изыматься все или часть имущества, находящегося в собственности осужденного, т. е. конфискация может быть полной или частичной.

От конфискации имущества как вида наказания следует отличать специальную конфискацию, не являющуюся наказанием и представляющую изъятие у осужденного конкретных предметов, являющихся орудиями и средствами совершения преступлений.

Понятие, система и виды наказаний

Источник: //ugolovnyj-zakon.ru/pravo/15-sistema-i-vidy-nakazanij/6-nakazanija-ne-svjazannye-s-ogranicheniem-ili-lisheniem-svobody.html

Проф-юрист