Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений: расследование по ДТП

Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями

Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений: расследование по ДТП

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПРАВА

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ

Допустить к защите Г.А.К.

Зав. кафедрой правоведения

кандидат исторических наук,

доцент

____________ Э.А. Сагалаков

Коков Сергей Николаевич

Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями

(дипломная работа)

021100 – «Юриспруденция»

Научный руководитель: ___________

Рецензент: ______________________

Дата сдачи: «___»________ 2000 г.

Дата защиты: «___»_______ 2000 г.

_________________________

Абакан, 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………… 02

Глава 1. Особенности расследования дорожно-транспортных

преступлений ……………………………………………………………………………………………………… 06

1.1. Уголовно-правовая характеристика ДТП ………………………… 06

1.2. Классификация, учет и принципы ДТП ……………………………… 12

1.3. Осмотр места происшествия ……………………………………………………… 17

1.4. Проведение допросов по делам о ДТП ……………………………… 24

Глава 2. Некоторые особенности расследования отдельных

ДТП ……………………………………………………………………………………………………………………………… 26

2.1. Особенности расследования столкновений двух

ТС ………………………………………………………………………………………………………………………… 31

2.2. Особенности расследования столкновений несколь-

ких ТС ……………………………………………………………………………………………………………… 37

2.3. Особенности расследования ДТП с участием

автомобилей-тягачей и автопоездов ……………………………………… 39

2.4. Особенности расследования опрокидывания ТС ………… 41

2.5. Особенности расследования наездов на пешеходов 42

2.6. Особенности расследования ДТП связанных с

гибелью детей …………………………………………………………………………………………… 45

2.7. Особенности расследования ДТП совершенных в

темное время суток ……………………………………………………………………………… 47

Глава 3. Судебные экспертизы по делам о ДТП …………………………… 51

Глава 4. Привлечение в качестве обвиняемого и окончание

предварительного следствия по делу о ДТП …………………………… 63

Заключение …………………………………………………………………………………………………………………… 66

Список использованных источников и литературы ……………………… 70

ВВЕДЕНИЕ

Об актуальности данной темы свидетельствует обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в области и остальном мире. В разработанном ГУ ГАИ МВД России проекта Концепции дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997-2005 г.

отмечается: «Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях (дальше Т.П.) погибают более 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста.

Число пострадавших в ДТП. многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.

Происходящие на протяжении последних 5 лет снижения основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолетнего роста количества ДТП и числа пострадавших в них людей. («Российская газета», 11 ноября 1997 г.).

Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 миллионов единиц.

В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек.

Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная часть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза.

Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,3 километра на квадратный километр территории, фактически оказалась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечают установленным требованиям и техническое состояние большинства автомобильных дорог.

Остается неудовлетворительным состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения. Только в 1996 г. выявлено более 50 миллионов нарушений Правил дорожного движения. При этом широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований.

Проблема безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибает около 300 тысяч человек и около 9 миллионов получают ранения. Ежегодно материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествия составляет в США – 50 млд. долларов, в ФРГ – 7 млд. марок, во Франции – 140 млд. марок.

Расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения и поэтому рассмотрение данной темы является актуальным.

В данной работе рассматриваются особенности расследования ДТП в отечественной правовой науке и следственной практике.

В виду большой общественной значимости вопросы безопасности дорожного движения и расследования дорожно-транспортных происшествий и разносторонне рассматривалась в научной, учебной и специальной литературе, но во многом она морально устарела.

В данной работе рассматриваются основные трудности с которыми сталкивается следователь при рассмотрении ДТП, некоторые недостатки в работе следственных организаций по расследованию ДТП. Основное внимание уделено раскрытию темы исследования – особенности расследования ДТП, поэтому работа носит практическую направленность.

Рассматривается выявление причин и условий ДТП, их систематизация и обобщение, анализ, определение степени влияния на механизм ДТП, которые имеют большое значение для профилактики и расследования ДТП.

Производится анализ методики расследования отдельных видов ДТП, порядок назначения следователем различных видов экспертиз, последовательность проведения различных следственных действий.

Глава 1. особенности расследования

1.1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДТП

В соответствии с Правилами дорожного движения ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения[1].

В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. Они предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: «Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 264 УК РФ), «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» ст.

265 УК РФ), «Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» (ст. 266 УК РФ), «Приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения» (ст. 267 УК РФ)[2]. По статистике в числе дорожно-транспортных происшествий основное место занимает статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Наряду с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации ТС (транспортных средств) регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинений ст. 264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

Объектом дорожно-транспортного преступления являются в широком смысле – общественная безопасность; «а непосредственный объект – безопасность движения и эксплуатация транспортных средств и дополнительный объект – здоровье потерпевшего, либо собственность»[3].

Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования транспортных средств, то есть вождению и эксплуатации транспортных средств. Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями. Первое – эксплуатация должна осуществляться в процессе управления транспортным средством.

В этой связи она включает технический осмотр транспортного средства, устранение неисправностей, соблюдения правил перевозки грузов, стоянки и так далее. Второе условие относится и эксплуатации, в этом смысле эксплуатация должна быть связана с обеспечением безопасности движения.

Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение и так далее. Это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения и поэтому их нарушение не является преступлением.

Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза связаны с безопасностью движения, то есть в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.

Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру транспортных средств, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению транспортных средств и так далее.

Источник: //mirznanii.com/a/124460/nekotorye-osobennosti-rassledovaniya-prestupleniy-svyazannykh-s-dorozhno-transportnymi-proisshestviyami

Методические рекомендации по проведению допросов при расследовании дорожно-транспортных происшествий

Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений: расследование по ДТП

Методические рекомендации по проведению допросов при расследовании дорожно-транспортных происшествий*

При расследовании дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), одним из основных следственных действий является допрос свидетелей, потерпевших, участников ДТП, в ходе которого выясняются существенные обстоятельства ДТП, которые в последствии могут существенно повлиять на принятие по делу обоснованного решения. Следователь должен понимать, что допрос – не только подтверждение следственной версии, но и процессуальное следственное действие, имеющее определенную доказательственную силу, как на предварительном следствии, так и в суде.

Изучение уголовных дел о ДТП показало, что в большинстве случаев допросы участников ДТП, свидетелей и потерпевших носят поверхностный характер.

В ходе допроса не устанавливаются сведения, имеющие доказательственное значение по делу: допрос водителя и пострадавших в нем лиц строится без учета имеющихся сведений в протоколе осмотра места ДТП, не устанавливается механизм ДТП; не отражаются сведения о действиях, как самого водителя, так и пострадавшего до, в момент и после происшествия; отсутствуют сведения о дорожной обстановке, предшествующей ДТП. Особенно данные недостатки характерны по неочевидным преступлениям, что влечет за собой необоснованное их приостановление.

С целью всестороннего и полного выяснения обстоятельств ДТП (наезд на пешехода) необходимо при допросах их участников устанавливать следующие сведения о происшествии.

При допросе водителя

Приступая к допросу водителя необходимо помнить, что он, как правило, является лицом заинтересованным в исходе дела.

Поэтому перед его допросом необходимо внимательно ознакомиться с документами, удостоверяющими личность, его объяснением, которое он давал непосредственно после ДТП, проанализировать сведения, отраженные в протоколе осмотра места ДТП и схемы к нему, составить план его проведения, определить перечень вопросов к водителю.

Целесообразно в начале допроса получить сведения о личности водителя, в том числе:

– о состоянии его здоровья (зрение, слух, наличие каких-либо заболеваний, состоит ли на учетах в психиатрическом или наркологическом диспансерах);

– о его состоянии в день происшествия (болен, утомлен, количество проработанных часов до происшествия);

– употреблял ли перед происшествием спиртные напитки, наркотические вещества, токсические или лекарственные препараты;

– когда и где получал водительское удостоверение, водительский стаж;

– допускал ли ранее ДТП, нарушения правил дорожного движения и к какой ответственности привлекался.

Также необходимо получить ответы на вопросы, касающиеся транспортного средства (далее – ТС):

– тип, модель, государственный регистрационный знак, кому принадлежит ТС;

– его техническое состояние (до и после происшествия);

– характер, вес и габариты перевозимого груза, способ его крепления;

– наличие пассажиров в салоне автомобиля, их число;

– когда и где проводился государственный технический осмотр;

– когда и где осуществлялся ремонт ТС, были ли претензии к качеству ремонта;

– кто является ответственным за техническое состояние ТС, а также кто осуществлял его выпуск на линию (если ТС принадлежит организации).

Если ТС было неисправно, то в чем выражалась неисправность, когда она была обнаружена, какие меры принимались для ее устранения.

Далее необходимо перейти к выяснению обстоятельств самого ДТП:

– время и место совершения ДТП;

– какова была дорожная обстановка непосредственно перед ДТП (состояние проезжей части, наличие дорожных знаков и дорожной разметки, видимость и обзорность с рабочего места водителя);

– метеорологические условия в момент происшествия;

– если ДТП произошло в темное время суток в обязательном порядке указывать освещенность участка дороги (улицы), какой свет фар был включен на ТС;

– какова была скорость движения ТС перед происшествием, его расположение на проезжей части относительно ее правой границы;

– характер движения ТС (прямолинейное, с отклонением влево или вправо);

– двигались ли иные ТС в попутном направлении и встречном движения, их расположение на проезжей части, интервал и дистанция между ними, скорость их движения;

– на каком расстоянии водитель ТС увидел пешехода (с какой стороны появился пешеход, ограничивалась ли видимость пешехода каким-либо препятствием);

– в каком месте пешеход начал движение через проезжую часть (на пешеходном переходе, перекрестке);

– направление и путь движения пешехода (справа налево или слева направо по направлению движения ТС, под углом, попутно, навстречу);

– темп движения пешехода (спокойный, ускоренный, шаг, бег);

– как пешеход преодолел отдельные участки пути, если его движение было неравномерным;

– смотрел ли пешеход в направлении приближающегося ТС;

– с какого момента водителем приняты меры предосторожности (какие сигналы подавал и как на них реагировал пешеход);

– когда начато торможение и чем – двигателем или тормозом, если тормозом, то каким именно: ножным или ручным (до наезда или после);

– применял ли маневрирование, в какой момент и в каком направлении;

– где относительно границ проезжей части произошел наезд;

– какой частью автомобиля был совершен наезд, переезд или удар, в каком   положении относительно ТС находился пешеход в момент первоначального контакта, куда отброшен;

– какое расстояние преодолело ТС после наезда на пешехода до полной остановки;

– какие повреждения получило ТС;

– перемещались ли ТС или другие объекты на месте ДТП до прибытия сотрудников милиции;

– кем и какая помощь была оказана потерпевшему;

– имеются ли свидетели происшествия;

– отношение водителя к совершенному ДТП и наступившим последствиям.

При допросе свидетелей и потерпевших

При допросе свидетелей нужно учитывать, что они чаще всего наблюдают лишь отдельные его моменты, потерпевшие же только в редких случаях могут полностью воспроизвести обстоятельства происшествия.

Это связано как с внезапность самого события, так и в связи с полученными потерпевшими телесными повреждениями.

Допрос потерпевших, находящихся на стационарном лечении, проводится только с разрешения лечащего врача.

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут быть допрошены:

– очевидцы, т.е. лица, присутствовавшие при происшествии, как находившиеся в автомобиле, участвовавшем в ДТП, так и находившиеся на улице (дороге) в момент происшествия;

– лица, осуществляющие ремонт ТС и выпуск его на линию (для ТС, принадлежащим организациям);

– врачи бригады “скорой помощи”, прибывшие на место ДТП, и сотрудники медицинских учреждений, в которые были доставлены пострадавшие;

– лица, участвующие в осмотре места ДТП и ТС;

– родственники и знакомые водителя и потерпевшего (о их личности, состоянии здоровья, принадлежности и техническом состоянии ТС).

При подготовке к допросу свидетеля и потерпевшего необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела, а также сведения о личности допрашиваемых (их физическое состояние, возможность видеть и слышать, степень воздействия физических недостатков на оценку происшедшего события).

Перед допросом следователю целесообразно спланировать его тактику, определить необходимые вопросы.

Круг вопросов, подлежащих выяснению при допросе свидетелей и потерпевших, примерно следующий:

– время и место ДТП;

– где находился свидетель, наблюдавший событие происшествия (расстояние от места происшествия);

– по какой причине свидетель обратил внимание на те или иные обстоятельства происшествия;

– что произошло на месте ДТП;

– не было ли помех для наблюдения за местом, где развивалось событие;

– какие дорожные знаки, средства технического регулирования дорожного движения и дорожная разметка были на месте происшествия;

– состояние дороги, видимости и обзорности на месте происшествия;

– по какой стороне дороги и с каким интервалом от ее правого края двигалось ТС, каково его скорость;

– находились ли на проезжей части иные ТС, их взаиморасположение, направление и скорость движения;

– какие сигналы подавал водитель ТС и как на них реагировали участники дорожного движения;

– где и в каком направлении начал движение пешеход, темп его движения;

– было ли движение пешехода равномерным, как менялся темп движения на отдельных участках пути;

– появился ли пешеход перед транспортным средством из-за препятствия (место расположения ТС по отношению к препятствию);

– на каком расстоянии от ТС находился пешеход в момент пересечения края проезжей части дороги (осевой линии);

– принимал ли водитель какие-либо меры для предотвращения наезда;

– какой частью ТС контактировало с пешеходом;

– где находилось ТС и пешеход после наезда.

В случае оставления водителем места ДТП дополнительно выяснить тип, марку, цвет, характерные особенности ТС, его государственный регистрационный знак, наличие механических повреждений на ТС, направление его движения, при возможности приметы водителя (по правилам описания внешности человека).

У потерпевшего кроме указанных вопросов необходимо выяснить:

– имеет ли он какие-либо психические или физические недостатки, которые могли повлиять на ориентацию в дорожной обстановке (близорукость, дальтонизм, глухота и др.);

– употреблял ли перед происшествием алкогольные напитки;

– видел ли приближающееся ТС и как реагировал при этом;

– при каком сигнале светофора переходил дорогу;

– слышал ли и видел ли сигналы, подаваемые водителем ТС (как световые, так и звуковые);

– какой ущерб ему причинен.

Целесообразно, чтобы при допросе свидетель или потерпевший сами нарисовали пояснительную схему места происшествия. Схема должна быть удостоверена подписью допрашиваемого и приобщена к протоколу допроса, о чем в нем делается отметка. Достоверность показаний свидетеля проверяется путем постановки контрольных вопросов, а также, при необходимости, экспериментальным путем.

Список использованной литературы:

Справочник следователя, М., Юридическая литература, 1990.

И. Маландин, Расследование автотранспортных происшествий.

К. Карацев, Тактика допроса по делам об автотранспортных происшествиях.

П. Биленчук, Расследование дорожно-транспортных происшествий.

* Подготовлены отделом по делам о расследовании ДТП и пожаров СК при МВД России: полковник юстиции М.Ю. Лебедев – начальник отдела, майор юстиции А.И. Косоруков – заместитель начальника отдела, подполковник юстиции В.Л. Крупко – старший следователь по особо важным делам.

(допрос, расследование)

1005

No votes yet.

Please wait…

Источник: //zakoniros.ru/?p=1216

Проф-юрист