Борьба с лжепредпринимательскими структурами: белорусский опыт

Борьба с лжепредпринимательскими структурами: белорусский опыт

Борьба с лжепредпринимательскими структурами: белорусский опыт
П. В. Царев,
директор Revera Consulting Group (г. Минск) В России активно ведется дискуссия о подходах контролирующих органов к определению правовых последствий работы налогоплательщиков с лжепредпринимательскими структурами1.

В Беларуси эта тема обсуждалась несколько лет назад во время становления системы мер противодействия подобным схемам ведения бизнеса

Использование лжепредпринимательских структур при ведении бизнеса – общая болезнь роста многих стран на постсоветском пространстве.

Подобные структуры используются, как правило, в качестве субподрядчиков в строительстве, поставщиков товаров, получателей денег для регулируемого формирования налоговой базы у субъекта хозяйствования, приобретающего такие работы, товары.

Экономический вред подобных схем для государства очевиден: уход от налогообложения ведет к недополучению бюджетом доходов.

Нельзя сказать, что существующая в Беларуси система мер противодействия рассматриваемому явлению была предварительно всесторонне продумана и введена одномоментно. Готовых рецептов лечения этой болезни позаимствовать было не у кого, поэтому многие ее звенья разрабатывались и совершенствовались правоприменительной и судебной практикой не один год.

Контроль на этапе государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Первым барьером на пути недобросовестных планов стал контроль в процессе государственной регистрации.

Законодательно было закреплено правило, согласно которому правом подачи документов для государственной регистрации обладали только учредители лично (физические лица) и представители юридических лиц на основании доверенности.

Это позволило при приеме документов проверить личность заявителя, убедиться в его понимании происходящего и, соответственно, свести к минимуму вероятность создания юридических лиц по утерянным паспортам, фиктивного введения в состав учредителей асоциальных лиц.

Первый барьер на пути недобросовестных предпринимателей – контроль в процессе госрегистрации

Обратной стороной такого порядка были негативные отзывы и низкие места Беларуси в рейтингах степени экономической свободы и простоты ведения бизнеса.

В настоящее время введен заявительный порядок государственной регистрации, который не предполагает возможности существования описанной системы контроля. Однако наработанных за прошедшее время инструментов контроля оказалось достаточно для эффективного противодействия этому негативному явлению. 

Контроль на уровне документооборота

Фундаментом белорусской системы мер противодействия лжепредпринимательству стал контроль за получением и использованием бланков строгой отчетности (БСО).

Существует единый государственный реестр БСО, куда включены все наиболее распространенные первичные документы, которыми оформляются хозяйственные операции (в первую очередь, товарно-транспортные и товарные накладные).

Информация о видах и серийных номерах бланков, наименовании субъекта, их получившего, дате получения заносится в электронный банк данных.

Любое лицо может получить информацию об интересующем его бланке в сети Интернет2. Там же указывается информация о признании БСО недействительными и их аннулировании.

«Провайдерами» системы распространения БСО по заявкам субъектов хозяйственной деятельности и, соответственно, источниками информации для формирования электронного банка данных, выступают отделения почтовой связи – именно они выдают БСО.

В законодательстве закреплено правило, согласно которому факт проведения хозяйственной операции признается только в том случае, если он подтвержден имеющими юридическую силу первичными учетными документами, форма которых соответствует типовым.

Соответственно БСО как первичные учетные документы приобретают ключевой смысл для признания хозяйственной операции налоговыми органами.

Главным образом это актуально для поступления товаров по различным договорам, которое должно быть оформлено товарной либо товарно-транспортной накладной.

Некоторое время при оформлении мнимых сделок по приобретению товаров использовалась вексельная форма расчетов. В результате последовательной передачи векселя между несколькими субъектами векселедержателем становился нерезидент, который и предъявлял вексель к оплате.

Действенной мерой для пресечения такой деятельности стала норма налогового законодательства о том, что при использовании в расчетах векселей суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг), подлежат вычету у покупателей после поступления денежных средств на счета продавцов от продажи или погашения полученных векселей. Вычет налога у покупателя производится при наличии у него копий расчетных документов, подтверждающих поступление денежных средств на счет продавца от продажи или погашения полученных векселей (в Беларуси действует подобный российскому зачетный метод взимания НДС). Необходимость получения денег по векселю продавцом товара полностью лишила смысла данную операцию для заинтересованных субъектов.

 БСО как первичные учетные документы приобретают ключевой смысл

Контроль на этапе налоговой проверки

Одним из важных вопросов налоговых проверок является выявление фактов работы проверяемого субъекта с лжепредпринимательскими структурами.

Контролирующими органами ведется закрытый для третьих лиц реестр таких структур, с которым сверяется список контрагентов проверяемого налогоплательщика.

Реестр пополняется информацией по мере выявления различными контролирующими и правоохранительными органами доказательств лжепредпринимательской деятельности в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности, оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий.

Противоправная деятельность зачастую ведется с использованием бланков БСО, которые были выданы другому субъекту, или же от имени субъекта, находящегося в стадии ликвидации (банкротства). Для выявления таких фактов реестр БСО постоянно пополняется также сведениями об аннулировании бланков подобных субъектов.

Судебная практика

При выявлении в ходе проверок фактов оприходования товаров по аннулированным или недействительным БСО, их получения от лжепредпринимательских структур или оформления последними как субподрядчиками актов приемки выполненных работ налоговые органы признают хозяйственную операцию по приобретению товара, приемке работ неподтвержденной документами, имеющими юридическую силу, и, следовательно, не признают ее для целей налогообложения. В результате субъекту, у которого выявлен приход, оформленный подобным образом, начисляется НДС к уплате по причине исключения из состава налоговых вычетов сумм НДС по подобным операциям. Начисляется и налог на прибыль в связи с непризнанием покупной стоимости товара в составе затрат по реализации.

Построение доказательственной базы на факте признания первичных документов не имеющими юридической силы избавляет контролирующие органы от необходимости сбора доказательств и обращения в суд с иском о признании сделки недействительной.

При обжаловании налогоплательщиком решения о доначислении налогов в хозяйственный суд последний производит оценку представленных контролирующим органом (на нем лежит бремя доказывания) доказательств отсутствия у первичного документа юридической силы.

Законодательство Республики Беларусь не обязывает субъектов предпринимательской деятельности проводить проверку всех поступающих документов на предмет их принадлежности поставщику товара или их нахождения в списке недействительных (аннулированных) БСО в электронном банке данных с использованием сети Интернет.

Высший хозяйственный суд Республики Беларусь в своих рекомендациях обращает внимание нижестоящих судебных инстанций, что недостаточно одного лишь факта несоответствия документа установленной форме или же оформления документа от имени субъекта, который не зарегистрирован либо ликвидирован, или передачи его третьему лицу. Налоговому органу необходимо представить в суд доказательства, опровергающие и сам факт осуществления конкретной хозяйственной операции (акты встречных проверок причастности того или иного субъекта – комиссионера, перевозчика, поверенного – к хозяйственной операции и т. п.).

В случае представления контролирующим органом доказательств, достоверно подтверждающих, в частности, неучастие продавца товара или перевозчика, указанного в первичном учетном документе, в обороте (отпуске, транспортировке) товара, вывод контролирующего органа о доначислении налогов может быть признан судом обоснованным.

С учетом такой судебной практики при установлении фактов работы с лжепредпринимательскими структурами контролирующими органами проводится сбор дополнительных доказательств (см. текст на полях, с. ). В подавляющем большинстве случаев подобной информации оказывается достаточно для отказа в удовлетворении жалобы налогоплательщика.

Уголовная ответственность

Если сумма доначисленных налогов превышает величину, установленную уголовным законодательством, материалы проверки передаются в следственные органы для решения вопроса о наличии признаков состава преступ­ления.

СБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ Контролирующими органами проводится сбор дополнительных доказательств, в том числе: устанавливается существование автомобилей, государственные номера которых указываются в накладных, проводятся опросы водителей, а также лиц, фамилии и должности которых упоминаются в накладной, опросы рабочих на строительных площадках о том, кто в действительности выполнял работы, и др.

Дополнительный стимул к ведению добросовестной деятельности – предусмотренная законодательством ответственность за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров без оформления требуемых законодательством сопроводительных документов.

Взыскивается значительный штраф с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, и выручки, полученной от реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также штраф за нарушение порядка заполнения сопроводительных документов или указание в них недостоверных сведений в размере до 5% от суммы операции.

Принудительное взыскание

Очевидно, что суммы доначисленных налогов и санкций за неисполненные налоговые обязательства могут быть значительными. По нашему мнению, объявление юридического лица банкротом позволит избежать неблагоприятных последствий. Но белорусская судебная и правоприменительная практика выработала действенные механизмы взыскания задолженности.

Во-первых, активно применяется норма Гражданского кодекса Республики Беларусь о привлечении к субсидиарной ответственности учредителей (участников), других лиц, в том числе руководителей юридического лица, имеющих право давать обязательные для этого лица указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия, если экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана перечисленными лицами. Соответствующие иски во время процедуры банкротства заявляются налоговыми органами, прокуратурой.

Во-вторых, сумма сокрытых налогов, с которой начинается уголовное преследование, относительно невелика. По данной категории дел стимулирующее воздействие на правонарушителя для погашения недоимки оказывает норма Уголовного кодекса Республики Беларусь об освобождении от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (вреда).

P.V.

Tsarev
Fighting pseudo-entrepreneurial structures: The experience of Belarus
An active discussion is underway in Russia concerning the approach of the regulatory authorities to determining legal implication of the work with pseudo-entrepreneurial structures. This topic was discussed in Belarus several years ago, when the state created a regulation system aimed at preventing similar business schemes.

 1 Термин «лжепредпринимательская структура» используется в данной статье исключительно в обывательском понимании для обозначения субъекта, используемого в построении различных схем движения товаров (работ, услуг) с целью минимизации налоговой базы.
2 См.: URL: //blank.bisc.by/.

Ключевые слова: «государственная регистрация» – «первичный документ» – «недобросовестность» – «лжепредпринимательство» – «доказательство» – «уголовная ответственность» – «Беларусь»

Источник: //www.nalogoved.ru/art/122.html

«Лжепредпринимательство умирает – в этой деятельности не остается смысла» – Виктор Франскевич

Борьба с лжепредпринимательскими структурами: белорусский опыт

Органам финансовых расследований Беларуси 5 августа исполняется 23 года. О том, какие экономические преступления совершаются в нашей стране и как с ними борются в Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля, Pravo.by накануне рассказал заместитель директора Департамента Виктор Франскевич.

Преступление и наказание

Выявление и пресечение преступлений в экономической сфере – одна из основных задач органов финансовых расследований. В первом полугодии было выявлено 749 преступлений, из них 363 относятся к категории тяжких, пресечена деятельность 18 преступных групп. По результатам работы финансовой милиции в бюджет поступило 319 млрд. рублей.

Значительная доля преступлений, попадающих в поле зрения Департамента финансовых расследований – это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов: 282 за полгода. Но основные усилия сотрудников Департамента, рассказал Виктор Франскевич, сосредоточены на борьбе с лжепредпринимательством.

При этом за несколько лет благодаря действиям Комитета госконтроля по пресечению деятельности лжеструктур, приостановлению операций по их банковским счетам, задержанию и изъятию крупных денежных сумм такие преступления стали заметно более редким явлением для белорусской экономики.

«Мы пытаемся пресечь отток капиталов в теневой сектор и приток средств «из тени» в реальный сектор», – охарактеризовал задачи Департамента Виктор Франскевич.

Совместными усилиями Департамент финансовых расследований и Департамент финансового мониторинга за два с половиной года пресекли деятельность 925 лжепредпринимательских структур, на их счетах заблокировано 128 млрд. рублей.

А самим лжеструктурам и их контрагентам из реального сектора экономики предъявлено к уплате дополнительных платежей на сумму более 1 трлн. рублей (в бюджет взыскано 388 млрд. рублей).

Сотрудники финансовой милиции выявили 44 преступных группы, каждая из них контролировала по несколько десятков лжеструктур и вела дела с сотнями клиентов.

Совсем свежий и показательный случай из практики работы органов финансовых расследований закончился вынесением обвинительного приговора в мае этого года.

На 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества и денежных средств были осуждены руководители лжепредпринимательской группы, которые не прекращали свою деятельность даже во время суда.

Призвать преступников к ответственности удалось спустя несколько лет упорного мониторинга и расследования деятельности многочисленных лжеструктур, которые оказывали услуги предприятиям реального сектора по обналичиванию и обезналичиванию денежных средств.

Показателен пример и выявленной в начале 2015 года преступной группы, причастной к созданию в Гомеле в 2013 и 2014 годах двух частных унитарных предприятий без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, которые использовались для проведения незаконных финансовых операций.

Преступники выводили деньги с территории России на счета подконтрольных предприятий в Беларуси и в дальнейшем перечисляли их на счет в эстонском банке, открытый на имя зарегистрированного в Гонконге предприятия.

Чтобы придать проводимым платежам видимость легальных сделок, были подготовлены документы о якобы имевшей место комиссионной торговле между субъектами хозяйствования России, Беларуси и Китая, из которых следовало, что белорусская сторона якобы закупала оборудование у китайской компании и поставляла его в адрес российских предприятий.

А в Беларуси лжеструктуры к тому же пользовались упрощенной системой налогообложения. По результатам проверок в бюджет республики взыскано 8,1 млрд. рублей, было возбуждено два уголовных дела.

Среди частых в Беларуси экономических преступлений Виктор Франскевич упомянул и выманивание кредитов (предоставление недостоверных сведений в банк с целью получения кредита). По таким фактам за первое полугодие возбуждено 89 уголовных дел.

Также с начала года было пресечено 90 фактов нарушения порядка ведения валютно-обменных операций. «С этого года мы ужесточили ответственность для валютчиков. Было возбуждено 4 уголовных дела и изъято 530 млн. рублей, а также валюты на сумму 1,1 млрд. рублей», – прокомментировал статистку заместитель директора Департамента.

В улучшении обстановки оказало свое влияние и ужесточение ответственности для валютчиков, пояснил заместитель директора Департамента: «Мы инициировали ужесточение ответственности, чтобы сбить эту волну валютчиков, которые активизировались в декабре прошлого года».

Он также рассказал, что на постоянной основе производится мониторинг ситуации, которая складывается на потребительском рынке Беларуси.

В том числе в поле зрения специалистов Департамента попадают объекты розничной торговли.

Здесь выявляются нарушения в сфере незаконного импорта, различные «серые» схемы и махинации – всего 269 преступлений в целом по потребительскому рынку за минувшее полугодие.

«Большое внимание мы уделяем проблемам криминального банкротства.

Кроме Департамента финансовых расследований и Департамента по санации и банкротству Министерства экономики фактически этими преступлениями никто не занимается», – рассказал Виктор Франскевич и сообщил, что всего за полгода было выявлено 19 преступлений по фактам криминального банкротства, в том числе по фактам экономической несостоятельности – 2 преступления, преднамеренной экономической несостоятельности и банкротству – 9, по фактам препятствования возмещению убытков кредиторов – 8 преступлений.

Нынешний год отметился и повышенной «урожайностью» выявления преступлений по фактам легализации и отмывания средств, полученных преступным путем: всего 11, в том числе 9 в отношении должностных лиц.

Департамент и законотворчество

Заметное влияние на ситуацию в сфере экономических преступлений оказывает законотворческая деятельность Департамента. Так, 28 января вступили в силу изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, в результате чего сотрудники Департамента получили право выявлять коррупционные преступления в экономической сфере, и за первое полугодие было выявлено 108 таких преступлений.

Сейчас в разработке находится очередное нововведение в законодательство и решается вопрос, в какой форме оно будет принято: в виде нового указа либо как дополнение к действующему Указу Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Суть новеллы в том, чтобы обязать «проштрафившихся» на сотрудничестве с лжепредпринимательскими структурами предприятия и фирмы по предписанию органов финансовых расследований самостоятельно исчислять суммы неуплаченных налогов по сделкам со лжеструктурами и тем самым позволить избежать привлечения к ответственности.

«В большинстве случаев в ходе проверок подтверждается, что в действиях руководства предприятий реального сектора был умысел, – поясняет позицию Департамента заместитель директора. – Ужесточение законодательства в экономической сфере, работа органов финансового расследования по противодействию лжепредпринимательским структурам повлияли на то, что таких структур становится меньше.

Если за первое полугодие 2014 года было пресечено 170 лжепредпринимательских структур, то за аналогичный период в текущем году только 25».

Руководители предприятий реального сектора, считает Виктор Франскевич, стали понимать, что факты уклонения от налогов и сотрудничества с сомнительными партнерами все равно становятся известными, такое сотрудничество становится для них просто невыгодным в долгосрочной перспективе.

Например, на сегодня в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере числится около 6000 субъектов хозяйствования, чья деятельность попала в поле зрения специалистов и была пресечена. «Лжепредпринимательство умирает – в этой деятельности не остается смысла.

Основные потребители услуг таких структур – субъекты реального сектора экономики, но для них связываться со лжеструктурами становится невыгодно. Условно говоря, сейчас уклонился от налогов на 10 рублей, потом придется заплатить 15.

Нововведение позволит избежать ответственности, что также будет являться стимулом для руководителей субъектов хозяйствования реального сектора», – рассказал заместитель директора Департамента.

На международной арене

Любая лжепредпринимательская структура не может существовать изолированно, это всегда разветвленная международная сеть. Свою роль играет и географическое положение Беларуси, которое обеспечивает удобный транзит денежных потоков из России в Прибалтику и дальше.

Виктор Франскевич рассказал о том, как удалось пресечь преступную деятельность группы граждан, занимавшихся оказанием услуг по проведению незаконных валютных операций. Схему незаконного транзита денежных средств через республику в Департаменте назвали «зеркалами»: в России регистрировались субъекты хозяйствования, которые использовали названия уже существующих в Беларуси фирм и предприятий.

Через открытые в Беларуси на имя этих субъектов хозяйствования транзитные счета выводились значительные суммы. Например, деньги переводились для расчета за якобы поставленную продукцию, а фактически они выводились на другой счет и отправлялись в любую страну мира.

В итоге сотрудники органов финансовых расследований приостановили операции по счетам пяти субъектов-нерезидентов Республики Беларусь, на счетах которых был арестовано 2 млн. долларов в эквиваленте, денежные средства впоследствии были обращены в доход государства.

Успешное расследование международных экономических преступлений невозможно без сотрудничества, обмена опытом и оперативной информацией с коллегами из разных стран. В рамках СНГ создан Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР).

Беларусь председательствовала в организации в 2013-2014 гг., сейчас этот пост занимает Армения. В октябре состоится очередное заседание КСОНР в Казахстане, где будут обсуждаться вопросы взаимодействия органов финансовых расследований.

Сотрудники Департамента взаимодействуют с коллегами из России, Украины, Киргизии, Таджикистана, Казахстана и других государств – планируют совместную работу по различным направлениям.

Например, рассказал Виктор Франскевич, именно белорусский Департамент был инициатором борьбы с лжепредпринимательством на международном уровне, а также выступил инициатором проверок по вопросам погашения внешней дебиторской задолженности белорусским предприятиям со стороны иностранных партнеров.

В частности, при непосредственном содействии Департамента финансовых расследований и помощи российских коллег удалось добиться от торгового дома в Татарстане оплаты около 70 млн. долларов задолженности перед Минским тракторным заводом.

«Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег с 23 годовщиной образования нашей службы. Пожелать ее сотрудникам и их близким здоровья, счастья, всех благ. И, конечно, всем нам плодотворной и эффективной работы на благо нашей Родины», – подвел итог Виктор Франскевич.

Анна ШИЛЕЦ, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!(фото предоставлено Департаментом финансовых расследований)

Перейти к обсуждению статьи на Правовом форуме Беларуси

Источник: //www.pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2015/august/11108/

Проф-юрист