Актуальные вопросы и практика возмещения НДС в ФРГ

Ндс в германии. какие налоги в германии? возврат ндс

Актуальные вопросы и практика возмещения НДС в ФРГ

Германия является самой богатой страной Европейского Союза. Ежегодно она привлекает большое количество инвесторов. Одной из главных причин инвестиционной привлекательности Германии выступает ее налоговая система.

Принимая во внимание то, какие налоги в Германии необходимо уплачивать, а также все их особенности, инвесторы из всех стран мира разворачивают свою бизнесовую деятельность на территории Федеративной Республики Германии.

Существует три типа налогов, которые имеются в Германии:

  • налоги на доходы;
  • налоги не сделки;
  • налоги на недвижимость.

Налоги на сделки

Эта категория немецких налогов заслуживает большого внимания. Существует два вида налогов на сделки. Первый вид – это налог на добавленную стоимость, а второй – налог на имущество.

НДС в Германии нельзя назвать ни низким, ни высоким. На территории Европы есть те страны, в которых налог на добавленную стоимость ниже, чем в Германии, и те, в которых его ставка превышает немецкую.

Ставки налогов на покупку имущества – дифференцированные. Их средний размер составляет от четырех до пяти процентов в среднем, в зависимости от территории. В Берлине действует самая высокая налоговая ставка – в размере шести процентов.

Налог на добавленную стоимость

НДС в Германии, как и в большинстве странах Европейского Союза, предполагает три ставки:

  1. Пониженную.
  2. Нулевую.
  3. Базовую.

Размер базовой ставки составляет 19 процентов, в то время как пониженной – 7 процентов.

По нулевой ставке рассчитывается экспортный налог на добавленную стоимость.

В тех случаях, когда продавец в накладной и счете-фактуре указывает стоимость товара с учетом налога на добавленную стоимость, покупатель может осуществить возврат НДС по возвращении в свою страну.

Также освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимость врачи, практикующие на территории Федеративной Республики Германии, и страховые агенты.

Сниженная ставка НДС в Германии применяется для товаров первой жизненной необходимости, продуктов питания (за исключением напитков), которые ввозятся на таможенную территории Германии.

Помимо этого, налог на добавленную стоимость в размере семи процентов от общей стоимости товара уплачивают гостинцы и заведения общественного питания. Базовая ставка налога на добавленную стоимость применяется во всех остальных случаях.

НДС в Германии на недвижимость взимается тоже по девятнадцатипроцентной ставке.

Процесс уплаты косвенных налогов, коим является налог на добавленную стоимость, и их размер в Германии, как и в других странах европейского Союза, регулируются нормами Евросоюза, принятыми в директиве 112 от 2006 года.

Налоги на прибыль

В Германии существует ограниченная и неограниченная обязанность уплачивать налог на прибыль. К первой категории относятся доходы с источников в Германии, а ко второй – доходы, заработанные по всем мире.

К налогоплательщикам с ограниченными обязательствами относятся резиденты Германии, являющиеся некоммерческими организациями, учреждения государственной формы собственности, а также иностранные предприятия без постоянного представительства на территории Федеративной Республики Германии.

С 2008 года значительно уменьшилась ставка налога – с 25 до 15 процентов. Теперь эффективная ставка равна примерно 30 процентам, поскольку налогоплательщик вынужден заплатить в государственный бюджет еще взнос в размере пяти с половиной процентов, а также муниципальные налоги, размер которых в различных землях может составлять от четырнадцати до семнадцати процентов.

Как уплачивается налог на добавленную стоимость в Федеративной Республике Германии

Этот вид косвенного налога должен быть уплачен ежемесячно. Продавец должен перечислить необходимую сумму денег в бюджет в тот же день, когда он отправил счет покупателю.

После того как предприятие было внесено в реестр, оно должно в течение двух лет отправлять предварительные декларации, касающиеся размеров налога на добавленную стоимость, в налоговые органы страны. Государство вправе продлить срок подачи деклараций на тридцать дней. Также компания обязана предоставить все данные по уплате налога на добавленную стоимость на конец каждого года.

Импортный налог на добавленную стоимость

Есть компании, которые на законных основаниях могут не платить НДС в Германии. Размер НДС в Германии при импорте зависит от примененной ставки. В момент, когда импортируемый товар пересек немецкую границу, он не может быть возвращен. Покупатель может забрать товар только после того, как оплатит все необходимые таможенные платежи:

  • налог на добавленную стоимость;
  • таможенную пошлину;
  • акциз (в случае необходимости).

Расчет импортного НДС

Размер НДС в Германии при импорте зависит от таможенной стоимости товаров, а также всех пошлин и акцизного сбора, который был уплачен на границе. Рассчитать НДС можно благодаря следующей формуле:

РНДС = (ТС + П + А) / 100 * СНДС, где

  • РНДС – размер налога на добавленную стоимость;
  • ТС – таможенная стоимость товара;
  • П – сумма таможенных пошлин;
  • А – сумма акциза;
  • СНДС – ставка налога на добавленную стоимость.

Пример расчета импортного налога на добавленную стоимость

Цена одной единицы продукции составляет 100 евро. Всего импортировано 50 тысяч единиц. Размер пошлины составляет 0,15% от общей стоимости всей продукции. Товар не является подакцизным.

В зависимости от того, какая ставка применяется, размер НДС можно рассчитать двумя способами.

При базовой ставке размер НДС в Германии составляет 951 тысячу 425 евро:

РНДС = (100 * 50 000 + 100 * 50 000 * 0,0015) *0,19 = 951 425 евро.

Если к товарам будет применяться сниженная ставка, то размер налога на добавленную стоимость будет равен 350 тысячам 525 евро:

РНДС = (100 * 50 000 + 100 * 50 000 * 0,0015) * 0,07 = 350 525 евро.

Экспортный налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость при вывозе товаров из страны в 99% случаев осуществляется при применении нулевой процентной ставки налога. Однако есть случаи, когда покупатель обязан заплатить налог. К примеру, при покупке товаров через интернет-аукцион.

Есть возможность договориться с продавцом о том, чтобы тот продал товар дешевле, – без НДС. Но это придется делать в обход аукциона. В этой ситуации покупатель берет на себя все риски транзакции.

НДС в Германии при экспорте рассчитывается по той же самой формуле, что и налог на добавленную стоимость при импорте продукции.

Возврат НДС

Нерезидент Германии имеет право вернуть деньги, потраченные на уплату налога на добавленную стоимость. За возврат денег отвечает продавец товара.

С целью уменьшения количества проблем продавцы в Германии перестали добавлять налог на добавленную стоимость к общей стоимости продаваемого ими товара. Таким образом, покупателю необязательно возвращать деньги. Он просто сразу платит меньше.

Но существует одно исключение – покупка транспортного средства на территории Германии.

Если же существует необходимость вернуть налог, надо помнить, что это может осуществить нерезидент Европейского союза или же гражданин ЕС, если у него есть внутренний номер плательщика НДС.

Помимо этого, следует упомянуть об ограничениях по беспошлинному размеру денежных средств, которые могут быть получены в качестве возврата налога на добавленную стоимость. Если же приходится возвращать много денег, то покупатель должен заплатить таможенные пошлины.

Подоходный налог

Этот вид налога уплачивают и резиденты, и нерезиденты ФРГ. Все они уплачивают в дополнение к самому налогу еще и взнос в размере 5.5 процента от его суммы.

Резидентами ФРГ принято считать физлица, которые имеют недвижимое имущества на территории государства или проживают в стране в течение шести месяцев или дольше.

Ставка может составлять:

Но размер налога может отличаться в зависимости от субъекта, к которому он применяется (одиночный плательщик или супружеская пара).

Если налог платит один человек, то пороговые суммы составляют 13 тысяч 469 евро, 52 тысячи 881 евро и 250 тысяч 730 евро для налоговых ставок 14 процентов, 23,97 процента и 42 процента соответственно. Если доход превышает отметку в 250 тысяч 730 евро, то применяется 45-процентная ставка. Доход до 8 тысяч 354 евро не облагается налогом. Для супружеских пар пороговые суммы – в два раза больше.

Налог у источника

Эффективная ставка на дивиденды для резидентов составляет 26,36 процента, но надо учитывать, что ставка составляет 25 процентов, а еще 5,5 процента – солидарный взнос.

К нерезидентам Германии применяется напрямую ставка 26,38 процента. Также может быть предусмотрена нулевая налоговая ставка. Кроме того, нерезидентам возмещается 40 процентов уплаченного ими налога.

Роялти нерезидентов облагается налогом в размере 15,83 процента. Роялти для резидентов Федеративной Республики Германии налогом не облагается.

Источник: //autogear.ru/article/321/925/nds-v-germanii-kakie-nalogi-v-germanii-vozvrat-nds/

Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения

Актуальные вопросы и практика возмещения НДС в ФРГ

Что такое (возврат) возмещение НДС, как возмещается НДС? Возврат НДС – это возвращение на расчетный счет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.

Вернуть ее можно, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС. В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот.

Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат,  ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании.

К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС.

На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются – что такое возврат НДС, основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.

Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже.

Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.

Подача в налоговый орган декларации по НДС

Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ.

Камеральная проверка

Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ.

В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета. Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету. Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами,  непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст.88 НК РФ). 

Вынесение решения

Или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). Решение может быть:

  • о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возврат НДС на расчетный счет

Или зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения  решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение:

  • вернуть на расчётный счет;
  • зачесть.

Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление. Заявление подается по рекомендуемой ФНС форме.

На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (п.8 ст.176 НК РФ).

  Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму.  Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).

2. Проблемы возмещения НДС (ошибки и пути решения)

Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:

Документы для возмещения НДС оформлены с нарушениями

При осуществлении торговых операций на территории России “камнем преткновения”, как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению.

Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е.

физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.

Хозяйственные операции не являются реально совершенными

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета.

Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции.

Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах

Источник: //firmmaker.ru/stat/nalogovye/vosmeshenie-nds-iz-budgeta

Ндс в германии

Актуальные вопросы и практика возмещения НДС в ФРГ

Однако организации или индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары или подакцизное минеральное сырье, а также ввозящие товары на таможенную границу РФ, воспользоваться таким освобождением не могут.

НДС по экономическому содержанию представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он имеет универсальный характер, поскольку взимается практически со всех товаров, работ, услуг в течение всего кругооборота товаров от предприятия до магазина. Причем каждый промежуточный участник этого процесса является плательщиком данного налога.

НДС это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в качестве сборщиков данного налога, т.к. он устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем.

Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом взимаемым при продаже и при покупке.

Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, и его величина изменяется пропорционально росту величины объекта обложения, а ставки при этом остаются неизменными. Применение той или иной ставки зависит от того, что является объектом налогообложения.

Налоговая база по НДС

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется организациями в зависимости от особенностей реализации приобретенных ими на стороне товаров и оказанных услуг (работ).

При реализации товаров (работ, услуг) налогооблагаемая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов, но за вычетом НДС.

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе и при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов, но без НДС.

При реализации имущества, в стоимость которого входит НДС, налоговая база представляет собой разницу между стоимостью реализованного имущества (по рыночным ценам) с учетом НДС, акцизов и остаточной стоимостью имущества (с учетом переоценки).

При реализации предприятия в целом как имущественного комплекса налоговая база определяется отдельно по каждому из видов активов организации. Формирование налоговой базы будет различно для случаев, когда организация продана на аукционе ниже или выше балансовой стоимости реализованного имущества. Для целей налогообложения применяются поправочные коэффициенты.

При передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения, датой определения налоговой базы считается день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В России в объект налогообложения включены суммы, не имеющие отношения к добавленной стоимости: суммы штрафов, акцизные надбавки и др.

Из этого следует, что название налога и механизм его исчисления противоречат его экономическому определению.

Налог на добавленную стоимость в РФ ориентирован на повсеместный и всеобъемлющий охват результатов товарообменных операций, чем объясняется его чрезвычайно высокое фискальное значение.

Таким образом, являясь по существу налогом на потребление, НДС обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну государства и позволяет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта.

2.2 Администрирование НДС за 2010-2012 в России и Германии

Россия

Налог на добавленную стоимость (НДС) без преувеличения можно назвать одним из наиболее тяжело администрируемых налогов в нашей стране. Вместе с тем НДС – это один из важнейших ключевых источников налоговых доходов бюджета. В консолидированном бюджете РФ НДС составляет около четверти всех налоговых поступлений. 

Сложившаяся в последние годы ситуация по сбору НДС не может быть признана удовлетворительной, по той причине, что порядок уплаты и администрирования указанного налога не обеспечивает необходимый уровень его собираемости.

При общем увеличении доли добавленной стоимости в ВВП темп роста сумм налоговых вычетов по НДС превышает темп роста начисленных к уплате сумм налога.

В результате, сложилась негативная тенденция устойчивого увеличения объема денежных средств, подлежащих возмещению из бюджета плательщикам НДС.

В основе данной тенденции лежат как объективные причины (переход российского налогового законодательства к применению при исчислении НДС по экспортно-импортным операциям принципа «страны назначения», а также наличие пробелов в налоговом законодательстве, позволяющих налогоплательщикам различными легитимными способами минимизировать платежи НДС), так и субъективные (рост числа фирм-однодневок; нарастание потока различных схем по уходу от НДС, активное использование налогоплательщиками незаконных методов снижения платежей НДС, поступающих в федеральный бюджет).

Необходимо отметить, что вопрос об организации возмещения НДС при превышении сумм вычетов над суммами начисленного налога является ключевым с точки зрения его эффективного администрирования.

Без действенной системы возмещения, основанной на классической, зачетной схеме исчисления и уплаты, обложение НДС создает значительные издержки для отдельных групп налогоплательщиков.

Невозможность возмещения НДС хозяйственным агентам, добросовестно исполняющим требования налогового законодательства, приводит к значительной потере денежных средств налогоплательщиков, что подрывает конкурентоспособность, прежде всего, экспортного сектора экономики.

Следует указать и на то обстоятельство, что возмещение значительных сумм налога из бюджета создает возможности для злоупотреблений, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны органов налогового администрирования.

За последние пять лет налоговые вычеты по НДС увеличились с 84 % до 92,8 % к сумме начисленного налога. В 2010 году удельный вес налоговых вычетов в  сумме начисленного налога составил 92,8% (в 2009 году – 92,9%).

Таблица 2 Удельный вес налоговых вычетов

Сумма налога, возмещенная налогоплательщиками в 2010 году, составила 1184556,5 млн.руб. и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 36029,2 млн.руб. или на 3,1% в связи с ростом объемов экспорта и введением заявительного порядка возмещения налога [1]. При этом 236,0 млрд.

рублей возмещено в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации «Заявительный порядок возмещения налога», согласно которой возмещение суммы налога осуществлялось до завершения проводимой на основе налоговой декларации камеральной налоговой проверки  

Сложившаяся в последние годы устойчивая динамика опережения темпа роста налоговых вычетов над темпами роста начислений по объектам, облагаемых НДС, свидетельствует о завышении сумм налога, заявленных к возмещению, и наличии существенных недостатков в администрировании налога.

При сохранении подобной тенденции в рамках действующего налогового законодательства в перспективе могут возникнуть обстоятельства, при которых суммы налога, начисленные к уплате в бюджет, и суммы налога, принятые к вычету, окажутся равными, что противоречит экономическому смыслу и сути НДС.

Действующая система администрирования НДС на товары (работы, услуги), не исключает возможности значительных злоупотреблений.

Как свидетельствуют материалы проверок, проводимых Счетной палатой, непрозрачность схемы начисления и уплаты налога приводит к  активному использованию большого количества нелегальных и полулегальных схем незаконного возмещения НДС на стадиях, как внутренней реализации товаров (работ или услуг), так и при экспортных операциях, путем неправомерного применения налоговых вычетов.

Все более масштабный характер приобретает использование налогоплательщиками возмещения НДС при экспортных операциях с использованием «фирм-однодневок» (по статистике около 35% всех выявляемых налоговых правонарушений)[2].

Возможность возмещать сумму «входного» НДС из бюджета при подобного рода операциях предоставляется организациям для избежания двойного налогообложения и обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров (работ, услуг) за рубежом, однако, некоторые налогоплательщики используют это право в преступных целях.

Об этом свидетельствуют нарастающие диспропорции в динамике роста возмещаемых сумм и объемов экспортных операций. Так, за 2000 – 2008 гг. сумма возмещения экспортерам НДС из федерального бюджета увеличилась с 97,4 до 1103,8 млрд. руб., или более чем в 11 раз, при увеличении экспорта российской продукции чуть более чем в 4 раза. В кризисном 2009 г.

размер выплат из бюджета сумм возмещения НДС за 9 мес. составил более 775 млрд. руб..

Действующая система администрирования НДС создает стимулы для уклонения от налогообложения, так как фактически, при прочих равных условиях, счет-фактура на оплату налогооблагаемых товаров, выставленная поставщиком (или документ, подтверждающий факт экспорта), является основанием для уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика, а, следовательно, представляет собой требование к бюджету. Уже сам этот факт создает сильнейший стимул для недобросовестных налогоплательщиков к минимизации своих налоговых обязательств. Скрывая от налоговых органов выручку от реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, налогоплательщик может не только уклониться от уплаты налога с объема реализации, но и получить право на возмещение уплаченного налога из бюджета.

В настоящее время можно говорить о целой индустрии фальсификации экспортных операций, сложившейся за последние годы, причем данная индустрия базируется не на грубой подделке документов, а на создании длинных запутанных цепочек фиктивных контрагентов, которые достаточно трудно, а в некоторых случаях невозможно, проследить до конца. По результатам налоговых проверок по вопросу обоснованности возмещения НДС в 2010 году из 300, 2 тыс. налоговых проверок по результатам 58,9 тыс. проверок (19,6%) возмещение налога на сумму 93,9 млрд.руб., или 8% суммы фактического возмещения НДС, было признано налоговыми органами необоснованным. Известен также перечень товаров, наиболее часто используемых в целях неправомерного возмещения НДС из бюджета. В большинстве случаев это технологическое оборудование, компьютерные программы и программное обеспечение, металлолом черных и цветных металлов, продукция нефтехимии.

Наиболее типичной схемой возврата НДС является лжеэкспорт. По экспертным оценкам, сумма возмещения НДС при нем может достигать 15% от общих сумм налога, который возвращается из бюджета экспортерам[4]. Следует отметить, что такие преступления стали отличаться высокой степенью латентности.

В результате аналитической работы сотрудников налоговых органов был выделен ряд признаков, характеризующих отдельно или в совокупности схемы незаконного возмещения налога на добавленную стоимость:

– искусственно увеличивается входной налог путем многоступенчатой перекупки товаров на территории Российской Федерации с последующей реализацией продукции по заниженным ценам, что приводит к неоправданному росту расходов федерального бюджета на выплаты, связанные с возмещением. При этом на стадии перепродажи налог в полном объеме в бюджет не поступает ввиду «исчезновения» организации-перекупщика после перечисления в ее адрес возмещенных сумм НДС;

– в ряде случаев выручка от реализации товаров фактически не поступает на счет поставщика, в течение одного дня движение денежных средств в банке имеет замкнутый цикл, денежные средства заимствуются у банка или одного из участников сделки и т.д.;

– документооборот между участниками сделки на каждом отдельно взятом этапе сделки приводится в соответствие с законодательством, что позволяет по формальным основаниям удовлетворить требования по применению налоговых вычетов недобросовестными налогоплательщиками.

Обобщая изложенное, можно констатировать, что существующий порядок возмещения как внутреннего, так и экспортного  НДС несовершенен и нередко способствует использованию его для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонению от налогообложения и даже прямому незаконному субсидированию из бюджета.

Широкие масштабы использования схем уклонения от уплаты НДС при импорте создают неравные условия конкуренции для законопослушных импортеров, что вынуждает весь этот сектор уходить «в тень».

В  результате, в подобной ситуации, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой – у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).

1 ЕС- Европейский союз (Евросоюз) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. 

Источник: //yaneuch.ru/cat_59/nds-v-germanii/371727.2591885.page3.html

Ндс в германии в 2019 году: возврат, ставка, размер, уплата

Актуальные вопросы и практика возмещения НДС в ФРГ

В Германии действуют весьма строгие законы, касающиеся вопроса уплаты налогов. За исключением ряда отличий суть немецкого налогообложения аналогична российской системе.

Как и в отечественном налоговом законодательстве, в стране существует косвенный налог на добавленную стоимость – НДС. Это позволяет взимать в бюджет определенную долю добавленной стоимости, которая устанавливается на всех этапах производства и продажи товаров, а также услуг.

Начиная торговые отношения с федеративной республикой, уточните, как будет уплачиваться НДС в Германии в 2019 году.

Система налогообложения в Германии

Экономику Германии считают одной из наиболее развитых в мире. В четко продуманном законодательстве перечисляется 45 видов налогов.

Самые значимые из них:

  • корпоративный (на все доходы компании);
  • НДС;
  • подоходный (с доходов от коммерческой деятельности, от сдачи в аренду недвижимости или земли, с зарплаты, гонорара за услуги и так далее);
  • поземельный;
  • церковный;
  • на недвижимость;
  • на наследование и дарение;
  • на автомобиль;
  • на доходы с капитала.

В Германии действует прогрессивный подоходный налог. Физлица уплачивают в бюджет страны 14–45% от всего дохода, независимо от того, где находятся его источники. Если физлицо не проживает в стране постоянно, налогом по ставке 15–30% облагаются лишь доходы из местных источников.

Юридические лица облагаются налогом с корпораций. Если у компании один владелец, налоговая ставка составляет 30%, остальные фирмы отчисляют 45% от прибыли.

Отчетность о балансе, доходах и убытках компании составляется в конце финансового года.

Узнайте о том, как учитывается налоговый класс и налоговая зона при начислении размера выплат, и о других особенностях системы налогообложения в Германии.

Поскольку более 40% налоговых средств в бюджет поступает от уплаты НДС, стоит детально рассмотреть этот вид налога.

Ндс на сделки и потребление

Налоги на сделки и потребление можно условно разделить на покупку имущества и НДС. Ставка на приобретение имущества варьируется в пределах 3,5–6,5%, а ее величина устанавливается индивидуально федеративными властями земли. Самую высокую ставку платят в землях Саар, Бранденбург, Шлезвиг-Гольштейн и Северный Рейн-Вестфалия. Для Берлина установлен порог в 6 процентов.

Налогом на добавленную стоимость облагаются все услуги, не предназначенные для личного пользования, и товары, ввезенные из-за пределов стран-членов ЕС.

НДС начисляется исходя из стоимости предмета торговли / услуги и уплачивается при продаже каждой единицы товара, проведении определенных работ и оказании услуг (переводческих, нотариальных, юридических и так далее).

В настоящее время действуют три процентные ставки НДС в Германии:

  • главная (или общая) — 19%;
  • пониженная — 7% (на основные продукты питания, товары первой жизненной необходимости, книги, журналы);
  • нулевая.

По сниженной ставке уплачивают НДС гостиницы и предприятия общественного питания, компании, осуществляющие пассажирские перевозки. Индивидуальные ставки разработаны для фермеров (5,5%) и лесников (10,7%).

Кроме того, в налоговом законодательстве Германии существует закон, освобождающий определенные категории граждан от уплаты НДС (нулевая ставка). Среди них можно назвать врачей, включая ветеринаров и представителей нетрадиционной медицины, страховых агентов.

В остальных случаях, включая покупку недвижимости (в том числе и покупку земли), налог взимается по главной ставке.

Ставка НДС при импорте

Перед тем как обсуждать особенности налогообложения импортных товаров, следует напомнить определение термина «импорт» в Германию.

Под ним подразумевается ввоз из-за границы товаров, услуг, работ, продуктов интеллектуальной деятельности и прочего на таможенную территорию страны без обязательств на обратный их вывоз.

Чтобы пройти таможенный режим, следует оплатить таможенные пошлины на товар и НДС.

Размер НДС в Германии на товар, ввезенный из-за рубежа, зависит от нескольких составляющих: его таможенной стоимости, пошлин и возможного акциза.

Формула расчета НДС выглядит так:

Рндс = (ТС + П + А)/100*Сндс

где:

Рндс – размер налога на добавленную стоимость,

ТС – таможенная стоимость товара,

П – сумма таможенных пошлин,

А – размер акциза,

Сндс – ставка НДС.

Предположим, что единица импортируемого товара стоит 10 евро и он не облагается акцизным налогом. Всего ввозится 5 000 штук. Размер таможенной пошлины — 0,15% от общей стоимости товара. Расчет НДС зависит от применяемой ставки. При 19% сумма уплачиваемого налога составит 9 514,25 евро, в случае применения сниженной ставки (7%) – 3 505,25 евро.

Поскольку из-за пошлин увеличивается размер налога, возрастает и окончательная стоимость товара. В связи с этим по закону Германии государство может возместить НДС при ввозе товаров. Для этого следует поставить ввезенный товар на учет и передать необходимые документы (накладные и счета-фактуры) в налоговый орган.

Кроме того, есть товары, на которые не начисляется НДС, а также предприятия, освобожденные от уплаты этого вида налога.

Начисление НДС при экспорте

В большинстве случаев (до 99%) при экспорте товаров действует нулевая ставка НДС. Это правило распространяется как на товары, так и на предоставляемые услуги. Например, если резидент страны, работая на территории Германии, создает программное обеспечение для компании, действующей в другом государстве, он вправе обложить стоимость своей работы по нулевой ставке.

Подобное послабление в налоговом законодательстве призвано стимулировать экспорт немецких товаров за пределы Германии.

Процедура возврата НДС

Если резидент другой страны приобрел товар на территории Германии, он может вернуть себе сумму НДС. Этой возможностью уже научились пользоваться любители зарубежного шопинга. Возврат средств производит продавец товара, являющийся плательщиком НДС.

Чтобы претендовать на возврат денег, нужно отвечать ряду требований и иметь некоторые документы.

Возврат средств возможен только в двух случаях: если покупатель не является резидентом ЕС или лицо-резидент ЕС имеет внутренний номер плательщика НДС.

Обычно в накладной и счете-фактуре фигурирует не только стоимость товара, но и сумма налога на добавленную стоимость.

В связи с ростом числа иностранных покупателей многие немецкие продавцы решили упростить процедуру возврата налога. Они просто перестали добавлять НДС к общей стоимости товара, поэтому покупатель словно получает скидку. Эта «упрощенная» схема возврата VAT в Германии не распространяется на продажу транспортных средств.

Исключение составляет покупка товара на интернет-аукционе eBay. Некоторые покупатели пытаются обойти необходимость уплаты НДС, совершая сделку за пределами площадки. Однако подобные манипуляции иногда заканчиваются потерей средств.

Бухгалтерия и ежемесячные декларации по НДС в Германии

Как только фирма появляется в торговом реестре, ожидается, что предприниматель начнет переводить ежемесячные отчеты в налогово-финансовое управление. Указанные цифры позволяют высчитать общую сумму по выставленным счетам за один месяц. Благодаря этому можно установить окончательный размер НДС и средства, которые нужно перечислить в указанный орган.

Кроме суммы НДС, в отчет нужно внести счета, выставленные на компанию за этот же период. Если число полученных счетов ниже, чем выставленных, в отчете, следует сообщить лишь разницу в НДС.

Согласно налоговому законодательству Германии, новообразованные компании должны ежемесячно подавать еще и предварительные декларации о размере НДС на протяжении 2 лет со дня их регистрации.

Подавать все документы нужно до 10 числа месяца, который следует за налоговым периодом. В некоторых случаях налоговый орган может продлить этот срок на 30 дней. Для этого следует подать соответствующую заявку.

В конце каждого финансового года компания должна отправлять декларацию о годовом размере НДС. Как ее заполняться читайте здесь.

К неплательщикам в Германии применяются строгие меры наказания. После первого нарушения можно отделаться штрафом, повторные случаи обычно заканчиваются детальной проверкой деятельности фирмы.

Как правило, задержки с подачей деклараций происходят из-за банального недосмотра. Поэтому на первых порах, пока прибыль и количество счетов еще невелики, будет не лишним обратиться к помощи налоговых консультантов. Вовремя отсылая им нужные документы, можно избежать неприятных последствий, тогда как услуги квалифицированного бухгалтера обойдутся примерно в 120 евро в месяц.

Нередко молодые компании прибегают к услугам аутсорсинговых фирм. Стоимость их услуг для нового предприятия составляет около 200 евро в месяц.

Заключение

Даже этой небольшой информации вполне достаточно, чтобы сделать вывод: немецкая налоговая система достаточно сложна.

А завоевать хорошую репутацию в финансовом мире страны можно лишь благодаря тщательному соблюдению налоговых законов.

Чтобы не наделать ошибок в самом начале своей деятельности, стоит воспользоваться опытом налоговых специалистов и подробно исследовать требования к ведению отчетной документации.

Зарплаты и налоги в Германии на конкретном примере:

Источник: //zagranportal.ru/germaniya/zhizn/nds-v-germanii.html

Проф-юрист